книжный челлендж

Обзор книги «Гибкий ум»

Автор Эстанислао Бахрах учит ломать правила.
Но ломать – правильно.

Двум группам студентов задали вопросы.

Первой: «Тебе семь лет и не надо идти в школу. Весь день ты можешь делать, что хочешь. Чем бы ты занялся? Куда бы пошел? Что посмотрел бы?»

Второй: «Весь день ты можешь делать, что хочешь. Чем бы ты занялся? Куда бы пошел? Что посмотрел бы?»

После того как студенты записали свои ответы в течение десяти минут, им предложили ряд загадок и тест на творческие способности, например, придумать альтернативное применение шинам старой машины.

Студенты из первой группы, которые на время почувствовали себя детьми, оказались намного более творческими и предложили вдвое больше идей, чем студенты из второй.
Такое исследование описывает Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум». Все верно – маленькие дети всегда раскрепощенные. Наши блоки появляются по мере взросления. Мне очень нравится противопоставление текучей воды и замерзшего льда в формочках. «Одна из форм творческого мышления – концептуальное смешение – позволяет проводить ассоциации и создавать связи между разными темами. Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. Дети в этом – настоящие эксперты. Их мысли похожи на воду: такие же чистые, текучие и всеобъемлющие. Все перемешивается и сочетается, создается множество связей и ассоциаций. Поэтому дети спонтанно творят. Уже в школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка – это категория. Другими словами, наши мысли замерзают», - такой неутешительный диагноз ставит Эстанислао взрослым.

Как же позволить себе быть ребенком и находить нестандартные решения в стандартной ситуации? Реально ли это? Скорее да, чем нет. Например, чаще прислушивайтесь к себе, когда что-то делаете. Расслаблены вы в этот момент или напряжены? А можете расслабиться? Напряжение создает косность, а значит мы с большой вероятностью поступим по шаблону. Соответственно, получим старый результат. А ведь хочется нового. «Я посвятил два года изучению инновационных компаний, познакомился со многими интересными людьми самых разных культур, стран, языков, индустрий и должностей. И в результате пришел к такому же выводу: идеи могут возникать в любой момент, но чаще всего, когда мы расслаблены. По теории вероятностей, чем больше идей породит наш разум, тем скорее одна из них окажется удачной, творческой и нестандартной», - пишет автор книги «Гибкий ум».
При этом Эстанислао не призывает людей превратиться в младенцев и забить на обучение. Вовсе нет. Он приводит слова Чарли Паркера: «Изучи инструмент. Потом упражняйся, упражняйся, упражняйся. И наконец, когда ты поднимешься на сцену, выбрось все из головы и играй джаз!». То есть, джазовые музыканты годами разучивают правила только для того, чтобы их нарушить. Именно эта способность импровизировать на основе знаний, по словам писателя-исследователя, помогала выживать в изменчивых условиях: «Сегодня, как никогда, мы должны использовать эти исконно человеческие умения, чтобы преуспеть в обществе, на работе, в обучении и в результате наслаждаться более полной жизнью».

В своей книге Эстанислао приводит много техник, советую взять их на вооружение. Они несложные, нацеленные на то, чтобы растормошить наше воображение. Например, техника – стать частью проблемы. Давайте представим, что мы – сейфы в банке, то место, где хранятся деньги. Что бы вы сказали банкиру? А клиенту? Каким бы вам хотелось быть: маленьким или большим? Разноцветным или однотонным? Стоять в помещении или снаружи? Представляя себя сейфом и отвечая на вопросы, можно придумать что-то новое и необычное.
В конце моего обзора приведу семь заповедей при создании идей, изложенных в книге:
1
Не оценивайте:
позвольте мыслям свободно парить, проявите гибкость.
2
Не комментируйте:
любой негативный комментарий или критика испортит настроение и повлияет на творческий процесс.
3
Не редактируйте:
не позволяйте внутреннему редактору влиять на процесс. Редактура — это работа левого полушария мозга, а оно не участвует в рождении идей.
4
Не исполняйте:
вам приходит в голову идея, и тут же другая часть мозга отвлекается, думая, как можно ее воплотить. Это неправильно!
5
Не беспокойтесь:
страх мешает творчеству.
6
Не оглядывайтесь:
не говорите себе: «Я уже это пробовал два года назад, и ничего не вышло».
7
Не теряйте мотивацию:
очень легко утратить запал и интерес к тому, чем вы давно занимаетесь. Избегайте этого.
Читайте и творите!
Яна Ясная
Автор материала

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda