Давайте разберемся

Потребитель, которому не все равно

«18+Идея» совместно с Молодежной информационной службой Казахстана разбирается, что отличает этичного покупателя от неэтичного и как потребитель может изменить бизнес-среду.
Этичное потребление – понятие для Казахстана новое, хотя во всем мире оно уже стало инструментом поддержки ответственного бизнеса и санкций для компаний, чье производство далеко от стандартов КСО. В основном этичные потребители – это молодежь: миллениалам и людям Z, в отличие от предыдущих поколений, особенно важно, как бизнес влияет на окружающую среду и общество.
Этичное потребление подразумевает, что покупатель сознательно отказывается от продукции компаний, не соблюдающих этические нормы производства и дистрибуции, и наоборот, поддерживает ответственных производителей. При этом «ответственный» - понятие растяжимое: оно включает в себя и заботу об окружающей среде, и соблюдение прав работников, и вовлечение местного сообщества в деятельность компании. Этичные потребители могут, например, использовать многоразовые сумки вместо пакетов, покупать продукты отечественного производства, чтобы поддержать производителей родной страны, или покупать только биопродукты, не запакованные в пластик и не тестируемые на животных, отказаться от одежды из меха и кожи или текстиля, произведенного рабским трудом и т. д.

В условиях конкуренции компании обязаны бороться за каждого лояльного покупателя, и потому запрос потребителей на этичное производство может реально изменить ситуацию на рынке: ведь, если нет спроса на товар, не соответствующий этическим нормам, зачем его производить? Компании-производители в итоге получают стимул для внедрения корпоративной социальной ответственности: доказательство этичного производства можно использовать для промоушена своих продуктов. И хотя внедрение корпоративной социальной ответственности – дело добровольное, государство может обязать компании делать соответствующие маркировки на продукции.

Например, в Германии мясо должно иметь пометку на упаковке, указывающую, в каких условиях содержались животные. Если в узких стойлах, без возможности выгула – мясо таких животных будет считаться самым «неэтичным», но потому самым дешевым продуктом. Вторая и третья ступень – "стойло плюс" (где больше места) и возможность свободного выгула. Четвертая категория – био – означает, что помимо достаточного пространства для комфорта животных и регулярного выгула их не кормят генномодифицированными продуктами, а сам откорм происходит медленно.
Биопродукты бывают до двух раз дороже обычных, но этичные потребители готовы платить больше, если они будут уверены в экологичности покупаемых товаров.
Этика касается не только производителей, но и дистрибьюторов. Например, бренд H&M с 2013 года предлагает покупателям приносить в магазины ненужную одежду – вместо мусорных контейнеров ее ждет переработка. Многие продуктовые сети запускают акции, призванные сократить количество съедобных продуктов, которые магазины должны выбрасывать (например, «одинокие» бананы).
Еще один важный компонент этичного потребления – принципиальный отказ от чрезмерного потребления как такового. Это значит, что вы не покупаете вещь без надобности, «просто, чтобы была», а подходите к покупке ответственно. В 1992 году в качестве альтернативы «черной пятницы» и протеста против вездесущей культуры потребления Тед Дейв, канадский специалист по рекламе, предложил проводить «день без покупок». Акция не стала столь же популярной, как «черная пятница», в день которой она и проводится, но все же нашла сторонников по всему миру.

Этичный потребитель, как правило, молод и зарабатывает чуть выше среднего – а значит, может себе позволить переплачивать за «этичный» продукт при наличии более дешевых альтернатив на рынке. Часто это представитель креативного класса. В 2018 году агентство McKinsey провело исследование потребительских привычек молодежи: согласно их выводам, упор на этичность – одна из трех характеристик потребительского поведения поколения Z.

Объяснить интерес молодого поколения к ответственному бизнесу несложно: они знают об изменениях климата, осведомлены о правах человека – и, как у любой молодежи, у них есть желание изменить мир. Этичное потребление – маленький шаг на пути к большой цели: ответственному отношению к среде со стороны бизнеса и общества.
Казахстане стать этичным потребителем не так легко,
как в Европе и Северной Америке, хотя бы потому, что у нас не сортируют мусор и почти нет биопродуктов. И все же есть несколько шагов, которые будут под силу каждому:
1
Прежде чем что-то купить, задумайтесь, действительно ли вам это нужно.
Перед походом по магазинам лучше всего составлять списки, а не покупать все, что понравилось.
2
Не выбрасывайте одежду, которая перестала вам подходить – лучше отдать ее в секонд-хенд.
Кстати, наведайтесь в комиссионный магазин и сами: там бывают вещи отличного качества по невысоким ценам.
3
Поддерживайте локальные бренды: это даст шанс на развитие отечественного рынка и оплатит работу ваших сограждан.
Покупайте продукты в маленьких магазинах и пекарнях, вместо больших сетей. Выберите маленькую локальную кофейню, вместо известной большой международной сети. Глобализация уничтожает местную торговлю.
4
Старайтесь избегать пластиковой упаковки: берите с собой многоразовые эко-сумки на шопинг, выбирайте крупы и напитки в стекляной таре.
Откажитесь от пластиковых бутылок и заведите себе экологичную тару для многоразового использования (металлическую или стеклянную). В одежде избегайте синтетических материалов: лучше отдать предпочтение натуральным хлопку, льну, шелку.
5
Не стесняйтесь брать «последние» овощи и фрукты, которые обычно продаются в связке.
Зачастую они не уступают в качестве остальным, но «одинокие» чаще выбрасываются, потому что их никто не покупает.
6
Сортируйте мусор: в некоторых городах уже есть станции по приему раздельных отходов.
Как минимум, не выбрасывайте батарейки и аккумуляторы в мусорные контейнеры – принесите их в любой магазин техники, и их отправят на утилизацию.
7
Найдите и запомните маркировки этичных продуктов.
Например, если косметика не тестируется на животных, на упаковке будет стоять белый кролик, а знак fair trade на зарубежных продуктах означает, что производство соответствует определенным стандартам: не используется рабский и детский труд, работники получают достойную заработную плату, соблюдаются условия безопасности.
8
Почитайте критичные материалы о том, как деятельность компаний воздействует на окружающую среду (например, обратите внимание на добычу пальмового масла), в каких условиях работают люди на фабриках.
Если воздействие бизнеса губительно, ставит под угрозу вымирания какой-то вид животных, использует рабский и детский труд или регулярно задерживает зарплаты работникам, не стоит поддерживать такое производство. На полках магазинов наверняка можно найти альтернативы этим продуктам.
9
Откажитесь от изделий из меха и кожи экзотических животных.
Существуют качественные заменители этих материалов, не уступающие им по характеристикам, и не вызывающим страдания животных.
10
При покупке бытовой техники обратите внимание на маркировку энергоэффективности: продукты с зеленым маркером сохранят ваши деньги и электроэнергию.
Не забывайте, что в Алматы, например, стоит ТЭЦ: выработка электроэнергии происходит на угле, сильно загрязняющем окружающую среду. При меньшей потребности в электроэнергии можно снизить выработку, а значит, и выбросы в атмосферу.

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda