Этичное потребление подразумевает, что покупатель сознательно отказывается от продукции компаний, не соблюдающих этические нормы производства и дистрибуции, и наоборот, поддерживает ответственных производителей. При этом «ответственный» - понятие растяжимое: оно включает в себя и заботу об окружающей среде, и соблюдение прав работников, и вовлечение местного сообщества в деятельность компании. Этичные потребители могут, например, использовать многоразовые сумки вместо пакетов, покупать продукты отечественного производства, чтобы поддержать производителей родной страны, или покупать только биопродукты, не запакованные в пластик и не тестируемые на животных, отказаться от одежды из меха и кожи или текстиля, произведенного рабским трудом и т. д.
В условиях конкуренции компании обязаны бороться за каждого лояльного покупателя, и потому запрос потребителей на этичное производство может реально изменить ситуацию на рынке: ведь, если нет спроса на товар, не соответствующий этическим нормам, зачем его производить? Компании-производители в итоге получают стимул для внедрения корпоративной социальной ответственности: доказательство этичного производства можно использовать для промоушена своих продуктов. И хотя внедрение корпоративной социальной ответственности – дело добровольное, государство может обязать компании делать соответствующие маркировки на продукции.
Например, в Германии мясо должно иметь пометку на упаковке, указывающую, в каких условиях содержались животные. Если в узких стойлах, без возможности выгула – мясо таких животных будет считаться самым «неэтичным», но потому самым дешевым продуктом. Вторая и третья ступень – "стойло плюс" (где больше места) и возможность свободного выгула. Четвертая категория – био – означает, что помимо достаточного пространства для комфорта животных и регулярного выгула их не кормят генномодифицированными продуктами, а сам откорм происходит медленно.