НАБЛЮДЕНИЯ

Лихачество не прокатит

Как приживаются нововведения законодательства, затронувшего электросамокатчиков?
Фото: https://sensaciy.net/
За последние пять лет количество электросамокатов в Казахстане существенно выросло, тысячи людей используют микромобильный транспорт ежедневно. Что, конечно, не может не ставить на повестку вопрос организации движения на дорогах с учетом его новых участников.
По официальной статистике МВД, в 2022 году в Казахстане произошло 57 аварий с участием самокатов, а в 2021 году – 41. Неутешительные цифры обеспокоили не только граждан, но и государство. Как результат 29 июня 2023 года президент страны Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам организации дорожного движения».

А уже 30 августа в рамках Закона «О дорожном движении» в Казахстане заработали новые правила для водителей мопедов и электросамокатов.

По новым правилам самокаты с двигателями причислили к видам транспорта, и на их передвижение накладываются жесткие ограничения. Так, например, на тротуарах скорость не может превышать 6 км в час, что сравнимо со скоростью пешехода. Те же, кто едут по велодорожкам или проезжей части могут развивать скорость 25 км в час, но при этом должны иметь водительские права любой категории. Также кроме прав, необходим защитный шлем и светоотражающая одежда.

Новое законодательство в отношении электросамокатов было введено с целью регулирования и обеспечения безопасности передвижения этих транспортных средств на улицах. С момента вступления Закона в силу прошло уже более 4 месяцев, а с наступлением холодов и первым снегом, можно сказать, что сезон активной эксплуатации легкого электротранспорта завершился. Теперь у экспертов и игроков рынка есть время до весны порассуждать о том, как нововведения показали себя в деле и нуждаются ли они в доработки.
Так в пресс-службе бренда WHOOSH прокомментировали, что с законодательными изменениями, электросамокаты обрели официальный статус, что в самой компании приветствуют и поддерживают. «Четкие правила обеспечивают комфорт и безопасность пользователей самокатов, пешеходов, автомобилистов. Однако эксперты отмечают, что подписанный закон в текущей редакции не совсем эффективен и нуждается в доработке», – отмечают в WHOOSH.

По их словам, на данный момент жители Казахстана пока мало осведомлены о новых правилах. К тому же существует путаница в трактовке новых ПДД, положения которых не донесены должным образом ни до водителей самокатов, ни до пешеходов, ни до сотрудников МВД, отвечающих за контроль соблюдения закона. Ярким примером могут служить резонансные случаи в сентябре и октябре этого года, когда сотрудники административной полиции штрафовали водителей самоката за передвижение на самокате по велосипедным дорожкам без шлема. Однако согласно новому закону, данные пользователи ничего не нарушали: ношение шлема обязательно только при передвижении по правому краю проезжей части. Поэтому оснований для штрафов не было.

Так что сейчас приоритетная задача и для государства, и для участников рынка – донести закон до граждан. Whoosh, например, уже активно оповещает жителей Казахстана о новых правилах по всем доступным каналам. Так в сентябре сервис запустил масштабную социальную кампанию, чтобы проинформировать алматинцев об основных правилах для электросамокатов.

«Ну, а чтобы закон работал эффективно, правила должны быть доработаны с привлечением специалистов и экспертов, в том числе профильных ведомств по транспортной политике», – добавляют в компании.

В свою очередь сами эксперты тоже взывают власти к диалогу по данному вопросу.
Ерканат Заитов, основатель первого центра урбанистики в Казахстане

Первая велодорожка в Алматы появилась на проспекте Абая еще в 2012 году. В тот момент она показала свой потенциал и эффективность. Велосипедисты оценили такое положительное изменение городской инфраструктуры.

В 2017-2018 гг. город начали заполнять электросамокаты. А в ковидный 2020 год появились первые курьеры, по долгу службы освоившие мопеды. Так граждане своими глазами увидели, к кому хаусу может привести отсутствие инфраструктуры.

Что касается нового закона, если открыть правила ПДД, то там и так уже были прописаны правила для участников дорожного движения, которыми по сути и являются «самокатчики». Но проблема в том, что те, кто пользуется самокатами и мопедами, не знают или не хотят знать ПДД вообще. Никто не занимается просвещением людей в этом направлении.

Для поиска более эффективных решений нужно собрать урбанистов и представителей акимата за одним столом. Если этого не произойдет в ближайшие 5 лет, то без развития инстраструктуры город попросту встанет, а количество жертв продолжит расти.

Авторы статьи: Дашивец Дарья, Одинцова Наталья, Чижиков Егор.

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda