Давайте разберемся

7 вопросов о КСО

Разбираемся с понятием корпоративно социальной ответственности.
Современные компании вынуждены считаться с мнением молодых людей, которые скоро станут либо их потребителями, либо сотрудниками. Проведенные Калифорнийским университетом в Беркли (США) исследования показали, что девять из 10 человек моложе 20 лет склонны выбирать социально ответственные бренды и компании.
Чтобы соответствовать данному вызову, бренды стали чаще проводить социально значимые кампании, ориентированные на молодое поколение. Многие из таких активностей являются частью корпоративно социальной ответственности (КСО).

Проект "18+Идея" совместно с Молодежной информационной службой Казахстана продолжают отвечать на вопросы о том, что такое КСО и для чего эта информация нужна молодым людям.
ЧТОБЫ ПРОСМОТРЕТЬ ОТВЕТЫ, КЛИКНИТЕ ПО ИКОНКЕ "+".
  1. Часто слышу о корпоративной социальной ответственности. Что это такое и зачем это нужно?
Корпоративная социальная ответственность, или КСО – это подход к ведению бизнеса, согласно которому бизнес берет на себя ответственность за общественное развитие и становится активным участником триады бизнес-власть-общество. Внедрение стратегий КСО направлено на стабилизацию бизнеса: любые социальные проекты, которые реализует компания в рамках КСО-стратегии должны в конечном итоге принести пользу не только обществу, но и компании. Польза - не обязательно прибыль: это может быть узнаваемость бренда, расширение целевой аудитории, лояльность потребителя, улучшение имиджа.
2. О каких проектах идет речь? КСО – это благотворительность?
Благотворительность – часть стратегии КСО, но не единственное ее направление. Существует так называемая пирамида корпоративной социальной ответственности. Она состоит из четырех уровней: экономическая, правовая, этическая и филантропическая ответственность. Первые два уровня являются обязательными для любого бизнеса, остальные – добровольными. На каждый последующий уровень компания может переходить только тогда, когда условия предыдущего уровня уже выполнены.

Экономическая ответственность – первый, базовый уровень: здесь компания просто производит продукт, удовлетворяющий запросам потребителей, и извлекает из этого прибыль.

Уровень правовой ответственности подразумевает выполнение правовых норм: соблюдение прав человека в компании, безопасные условия труда, равная заработная плата за равную работу, уплата налогов, "белая" зарплата.

Этический уровень – это соблюдение этических норм на предприятии, которые не регулируются на законодательном уровне, но соответствуют ожиданиям общества. Сюда могут относиться экологические проекты, которые внедряют в дополнение к требованиям законодательства: переработка отходов, снижение выбросов.

Филантропическая ответственность – последний уровень, на который можно перейти, внедрив программы по предыдущим трем пунктам. Здесь организуют благотворительные и социальные проекты, на этом уровне происходит менторство над вузами и институтами и т.д.

В разных странах одни и те же инициативы могут относиться к разным уровням КСО в зависимости от развитости законодательной системы или ожиданий общества. Например, недопустимость сексуальных домогательств на рабочем месте может относиться к уровню правовой ответственности, если такое требование прописано на законодательном уровне, или к этическому уровню, если в законе понятие домогательств не прописано, но общество требует от компаний выполнения этических стандартов.
3. Один из пунктов КСО – развитие местного сообщества. Как это понимать?
Местное сообщество – не только местные жители, которых прежде всего затрагивает производство (шум или выбросы фабрик и т.д.). Это понятие может быть гораздо шире и затрагивать все население какой-то страны. К развитию местного сообщества может относиться инициатива нанимать только местных жителей в иностранную компанию, а может относиться развитие города и урбан-пространства вокруг компании: например, если компания берет на себя ответственность в обслуживании дороги или строит детскую площадку, ремонтирует школу. Сюда же относятся обучающие проекты для жителей, патронаж над определенным участком города и т.д.
4. Кто контролирует соблюдение правил и стандартов? Какие международные документы/организации регулируют внедрение КСО?
Внедрение КСО поощряется и контролируется государством: КСО часто является условием международных соглашений и контрактов. Существует также несколько международных стандартов корпоративной социальной ответственности, самый известный их них – ISO 26000, который в 2010 году выпустила Международная организация по стандартизации. Помимо этой организации руководство по отчетности выпустила организация The Global Reporting Initiative: там предлагаются конкретные показатели экологической, экономической и социальной активности компании, которые должны быть приведены в отчете по КСО.
5. Кто внутри компании должен заниматься КСО, чья это зона ответственности?
Корпоративная социальная ответственность не ограничивается одним направлением, и потому за нее не может отвечать один универсальный специалист. Внедрением КСО могут заниматься и экологи, и юристы, и специалисты по технике безопасности, и HR-коллеги, и отдел маркетинга и коммуникаций.
6. Где покупатель может найти информацию о внедрении КСО в компании?
В специальном отчете о деятельности по КСО – их обычно публикуют на сайтах компаний. Если социального отчета нет, можно посмотреть годовой отчет – иногда в нем КСО-проекты идут отдельным разделом. Часто информацию об инициативах в рамках КСО можно найти на официальной страничке предприятия в Интернете и в верифицированных аккаунтах в соцсетях.
7. Продукция ответственных компаний обычно дороже той, которая производится компаниями без КСО. Почему потребитель будет ее покупать?
Покупать или не покупать продукцию определенной компании – выбор каждого отдельного потребителя. Ответственные потребители, которые хотят поддержать ответственных производителей, готовы заплатить немного больше за уверенность, что в компании соблюдаются права человека и экологические нормы. Подробнее про ответственное потребление мы писали здесь.
Бонус: Команда The Slavery Footprint разработала интерактивный тест, который показывает масштабы принудительного труда, использующегося на производстве привычных нам продуктов и гаджетов.

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda