События

Казахстанская молодежь и ее альтернативные миры

Исследователей беспокоят «пузыри» реальности, в которых предпочитает жить казахстанская молодежь.
Речь о так называемых альтернативных мирах двух типов. Первые представлены большими группами молодежи, которые замыкаются в своих коммуникациях и практически не пересекаются друг с другом. Вторые – индивидуальными «пузырями», в которых молодые люди предпочитают существовать, когда их начинает пугать реальность.

Такую проблему удалось выявить благодаря исследованию BRIF Research Group «Ключевые макро-тренды молодежи Казахстана». Некоторыми выводами проделанной работы поделился глава исследовательской компании Александр Рузанов на Kazakhstan Marketing Conference 2020.
Справка

Целевая аудитория исследования «Ключевые макро-тренды молодежи Казахстана»: казахоговорящая молодежь возрастом 14-25 лет. Было проведено 14 фокус-групп в 7 городах Казахстана с большой концентрацией казахоязычной молодежи (Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Атырау, Кызылорда, Семей, Актобе). В количественном опросе участие приняло 1000 человек в этих же городах.
Глава BRIF Research Group во время своего выступления, остановился на трех больших сегментах молодежи:
-1-
Креативные космополиты
Их примерно 17% (0,6 млн человек). Это западно-ориентированная молодежь, проживающая в основном в Алматы и Нур-Султане. Ценности: свобода и саморазвитие. Хотят уехать на учебу, либо работу. И скорее всего, они останутся на постоянное жительство в другой стране. Поскольку согласно опросу более 40% имели такие намерения.
-2-
Казахстанские россияне
Их примерно 33% (1,4 млн человек). Живут они в основном на границе с Россией. Это Северный и Восточный Казахстан. Ментальный ориентир этих молодых людей – Россия. Ценности – семья, друзья, работа. Они тоже нацелены на отъезд, но преимущественно в Россию.
-3-
Консервативные патриоты
Их примерно 50% (2,1 млн человек). Эта молодежь сконцентрирована в Южном и Западном Казахстане. Данную категорию можно еще назвать более азиатско-ориентированной молодежью (в приоритете Турция, Азия). Ценности: родители, семья, друзья, патриотизм.
Первые два сегмента уменьшаются. «Мы видим, что за 2012-2018 годы население Казахстана уменьшилось на 100 тыс. человек, что можно сравнить с населением небольшого города. То есть темпы такие, что каждый день уезжает примерно 127 человек. Если говорить про национальный состав покидающих страну, то в основном это русскоязычное население», – отмечает спикер.

А вот третий сегмент, по его словам, станет основным в 2030 году. К слову, патриотизм у молодых казахов очень серьезный. «В сердце у них идеальный Казахстан, но при этом реальный Казахстан их пугает. Они считают, что государство их обманывает, но это не мешает им серьезно относиться к патриотизму», – поясняет Александр Рузанов.

Отчасти, это объясняет, почему патриотизм стал неплохо коммерциализироваться в Казахстане.
Жизненные установки

Также исследователи BRIF Research Group изучили мечты, страхи и феномен «Ұят» в молодежной среде. Благодаря этому, они увидели насколько разные жизненные сценарии, могут быть у молодежи из разных «пузырей» реальности.

«Исходя из фокус-групп мы сделали три сценария по психотипам: «достигатор», рационалист, гедонист», – поясняет Александр Рузанов.

Но в качестве примера во время своего выступления Александр привел только один сценарий.

Это сценарий Азата из Шымкента, который имеет психотип «достигатора». Его ценности – амбиции, статус и т.д. Ему 22 года, он родился и вырос в Шымкенте в городской казахоязычной семье, в которой насчитывается пять детей. Сам Азат – средний ребенок.

Сейчас он учится в Алматы на 2 курсе юридического факультета. Живет пока в общежитии. Встречается с девушкой (алматинкой) из соседней группы. Мечта Азата покорить Алматы, найти девушку алматинку, чтобы она была достаточно грамотной и нравилась его родителям.

«Вообще чтобы девушка нравилась родителям, это очень важный мотив в поведении Азата, – поясняет Александр Рузанов. – Он мечтает, чтобы его родители были здоровы и долго жили. А он сам смог оправдать их ожидания. Для этого он хочет стать судьей и работать в Алматы или Шымкенте. Иными словами быть достойным уважаемым человеком».

Если говорить о страхах, то боится Азат – завтра умереть и предстать неготовым перед Богом. То есть он достаточно религиозный. Также Азат боится, что ему не удастся найти хорошую жену, способную понравится его родителям.

«Ұят» для Азата – перечить старшим, что кто-то подумает или скажет о нем нехорошо, либо что его жена станет возражать его родителям.

«Вот такие жизненные установки у Азата и они очень сильно определяют его последующий путь», – поясняет глава BRIF Research Group.

Как молодежь воспринимает казахстанские города?

Еще один интересный тренд в Казахстане нет единой столицы, исследователи выделяют несколько городов, как центры влияния.

«В каждом городе есть свой ментальный образ. То есть существует ментальная карта Казахстана, где города в умах молодежи выглядят совсем по-другому, чем мы привыкли думать», рассказал Александр Рузанов.
Ментальная карта городов
Нур-Султан – столица (город карьеры).

Семей – любимые люди Казахстана.

Алматы – Лас Вегас Казахстана.

Шымкент – южная столица.

Кызылорда – столица сельского хозяйства.

Атырау – западная столица (Казахский Дубай).

Актобе – образовательная столица запада.
«Выводы по Актобе очень парадоксальны. Так как большинство вузов находится в Алматы», делится спикер. Однако, молодежь Актобе, по его словам, гордится, что у них много вузов. Они сами стремятся и любят учиться. Здесь более «русский взгляд» на мир и отношение ко всему. Популярны спорт, футбол, меньше смотрят ТВ. Помимо этого, здешняя молодежь активна и менее беззаботна (в течение последних пяти лет город является лидером по поступлению налогов от МСБ). А вот к религии наблюдается настороженное отношение. Родители боятся, что дети могу уйти в радикальное течение ислама. При этом жители Актобе соблюдают традиции, но без фанатизма. Многие держат Оразу.

И такая карта, позволяющая понять локальную специфику, у авторов исследования есть по каждому городу.

«Чтобы понять насколько важны все эти различия мы взяли пять факторов поведения семья, вера, деньги, досуг, шопинг (потребление) и посмотрели как они различаются в умах молодежи», рассказывает Александр Рузанов.

По его словам, на примере денег видно, что даже отношение к личным финансам может разниться в зависимости от города.

Для Нур-Султана заработать нужно, чтобы вкладывать, заставляя деньги работать дальше.

В Алматы зарабатывают, чтобы тратить и наслаждаться жизнью.

В Атырау наоборот прагматичное отношение к деньгам. Здесь считают, что зарабатывать необходимо, чтобы копить и делать большие покупки (квартира, машина и т.д.).

В Актобе и Семее денег мало, поэтому у них присутствует прагматизм и экономность.

В Шымкенте денег тоже мало, но при этом исследование показало, что молодежь там наиболее беззаботная. Объясняется это тем, что деньги для нее не главное.

А вот в Кызылорде свекровь своего рода финансовый директор в семье. Установка среди молодежи: «Главное это не деньги. Если есть деньги – отдай свекрови». «Мы говорим, как так? А девушки, которых мы спрашиваем, отвечают: это же нормально, зато мы не переживаем что нужно что-то купить или как потратить. Есть финансовый директор – ему отдали и все», рассказывает глава BRIF Research Group.

Таким образом, на примере денег мы видим, как сильно отличаются подходы к некоторым важным вещам в разных городах Казахстана.

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda