Екатерина Корабаева

Руководитель проекта 18+idea.kz

Жизнь и краски у городской стены

Авторская колонка
Известный мурал «Соединяя миры» в Алматы, пострадавший этим летом при ремонтных работах – имеет говорящее название. В одном из этих миров правит прагматизм и нежелание мерзнуть зимой ради красоты. В другом – тяга к прекрасному и мечты об эстетическом облике города.
И казалось бы между ними нет ничего общего, но это не так. Стена и есть то, что их объединят и позволяет оставлять свои сообщения о наболевшем обществу.

Для тех, кто не следил за страстями вокруг монументальной живописи в Южной столице, делаем небольшой флэшбэк.
Еще в 2015 году в рамках фестиваля современного искусства Artbat Fest популярная кыргызская арт-группа DOXA Art разрисовала одну из стен дома возле реки Большая Алматинка. Мурал по задумке авторов иллюстрирует стремление людей быть в контакте друг с другом. За 4 года своей «уличной экспозиции» он смог привлечь к себе внимание и полюбиться горожанам. Есть мнение, что на этом участке дороги некоторые водители даже притормаживали, чтобы насладиться артом. Но летом этого года в отношения фанатов монументальной живописи и мурала вмешалась рука рабочих, которые по заказу жителей одной из квартир дома занимались утеплением здания с наружной стороны. В итоге часть изображения обшили утеплителем, из-за чего целость произведения была нарушена. Это не могло остаться незамеченным горожанами и в социальных сетях начались жаркие споры. Общество разделилось на вышеупомянутые два мира.
Мурал после утепления здания.
Концепт доработки мурала после повреждения, предложенный в социальных сетях.
И вот спустя несколько месяцев целость мурала была восстановлена. Новую жизнь арту согласился подарить уже казахстанский художник - Арыстанбек Шалбаев (один из самых ярких представителей трансавангардной арт-группы «Кызыл Трактор»). А сами реставрационные работы были инициированы и организованы финской компанией Tikkurila, которая стала партнером проекта по развитию монументальной живописи в Алматы еще в 2015 году.

«Мы очень рады, что проект нашел отклик в сердцах казахстанцев, и будем стремиться продолжать развитие этого вида творчества. Мы хотим сделать так, чтобы изображения на стенах городских зданий стали высокохудожественными образцами, а город Алматы с каждым годом хорошел, становясь ярче и интереснее», - говорит коммерческий директор Tikkurila Центральная Азия Айгерим Турлибекова.

По словам Арыстанбека Шалбаева, несмотря на то, что мурал-арт и граффити, это довольно схожие виды уличного искусства, разница между ними все-таки имеется. Дело в том, что муралы помимо красивой картинки призваны передавать какую-то глубокую идею или смысл.
Данные изображения имеют гораздо больше общего с классическими фресками, на которых были изображены различные сцены из жизни или мифологии. Из этого можно сделать вывод, что муралы это эволюционировавшая форма фресок. Помимо этого, создание муралов является согласованным с властью действием. Конечно, обидно, когда муралы портят, поэтому я с радостью согласился на предложение отреставрировать мурал «Соединяя миры».
Арыстанбек Шалбаев, художник
Интересно, что восстановленный фрагмент мурала отличается от общей стилистики. И в силуэтах города вдруг появилась яркая полоса космоса.
Мурал "Соединяя миры" после рестоврации
По словам генерального директора ОО "Евразийский культурный альянс" Игоря Слудского – это напоминание о том, что мы не одни в этой вселенной. «Мы решили оставить напоминание о том, что так делать не нужно. Это не месть, а художественный жест. У всего есть подтексты и скрытые смыслы. В данном случае мурал тоже продолжает говорить с городом и его жителями», – комментирует он.
Игорь Слудский, генеральный директор ОО "Евразийский культурный альянс"
Так что правда в этой истории, как это часто бывает, оказалась где-то посередине. И частично она заключается в том, что предметы городского искусства, к которым отнесены муралы – уже созданные и те, что появятся в скором времени на стенах казахстанских домов – нуждаются в законодательной защите. Ведь создать мурал – непростая задача. Сначала необходимо найти художника и подходящее здание, затем согласовать эскиз с властями и жильцами дома, на котором он будет изображен и найти оборудование. На все это в среднем может уйти около трех месяцев и трех миллионов тенге.

Между тем в некоторых странах стрит-арт уже давно часть защищенного городского искусства. То есть если бы кто-то решил нарушить целостность произведения искусства, им пришлось бы заплатить штраф.

Поэтому организаторы фестиваля Artbat Fest тоже решили двигаться в сторону такой практики. Для этого они уже написали в Министерство культуры письмо с просьбой законодательно закрепить защиту объектов стрит-арта.

Чтобы оценить масштабы уличного искусства, нуждающегося в защите. Мы отправились в пресс-тур по самым ярким муралам Алматы.
Художник: Владимир Потапов. Юрта.
(Два элемента складываются в единое изображение, только с определенного ракурса).
Мурал находится по адресу: г.Алматы, мкр. Аксай 1, дом 46.
Художник: Андрей Пальваль. Мурал находится по адресу: г.Алматы, ул.Розыбакиева 111.
Художник: Дарион Шаббаш. Золотой квадрат.
Мурал находится по адресу: г.Алматы, мкр. Мамыр 3, дом 1.
Художники: Дмитрий Петровский и Сергей Келлер (DOXA).
Мурал находится по адресу: г.Алматы, мкр. Мамыр 2, ул. Шаляпина, 19.
В целом же в городе уже насчитывается более 30 огромных настенных изображений, выполненных как отечественными, так и зарубежными художниками. В будущем эти работы могут стать еще одной визитной карточкой Алматы и раскрыть дополнительный туристический потенциал города.

Так в Visit Almaty отмечают, что хотя алматинские муралы пока очень молодые и свежие, со временем они могут стать дополнением к основным туристическим объектам и архитектурным достопримечательностям города.

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda