ИСТОРИИ УСПЕХА

«Одежда как доспехи. В них можно почувствовать себя уверенно и безопасно»

Как молодой казахстанский дизайнер идет к своей мечте о больших подиумах.
Лааль Авгамбаева – начинающий казахстанский дизайнер. В этом году ей исполнилось18 лет. Несмотря на свою юность, она уже участвует в казахстанских и международных конкурсах и модных показах.
Сейчас Лааль заканчивает колледж на красный диплом, и уже поступила на бакалавриат в University of Gloucestershire в Великобритании, минуя первый год (Art-Foundation – обязательная для всех практика), и даже получив скидку на обучение. Теперь чтобы воспользоваться появившимся шансом, ей необходимо найти оставшиеся средства на свое обучение и покрытие суммы, которую запрашивает Миграционная служба.

Для этого дизайнер запустила кампанию по сбору средств на краудфандинговой площадке start-time.kz. Взамен бэкеры (те, кто сделают свой материальный вклад в обучение Лааль) смогут получить сертификат на сумму эквивалентную взносу для приобретения любого изделия бренда Laal или работы мамы юного дизайнера – казахстанской художницы Жазиры Джанабаевой (Аяган).
К огромному сожалению, в Казахстане отсутствует легкая промышленность. Выйдя на мировой рынок, у меня будет достаточно средств, чтобы восстановить хотя бы тот же АХБК. Я уверена, что вместе мы сможем воплотить мою мечту в реальность! Я безмерно благодарна всем, принявшим участие в моем проекте. Любой вклад – неоценимый, и бесконечно важен для меня.
Лааль Авгамбаева, самый юный дизайнер на профессиональном подиуме в СНГ
Наша редакция решила связаться с Лааль и побеседовать о ее планах, взгляде на моду и проблемы внутри индустрии.

Справка
В возрасте 17 лет Лааль участвовала в Казахстанской неделе моды с показами в сезонах "Весна-лето 2019" и "Зима-осень 2019-2020". Ее конкурсная модель также открывала показ на выставке Central Asia Fashion, участие в которой приняли дизайнеры из более чем 15 стран Европы и СНГ. В феврале 2020 Лааль получила официальное приглашение к участию в показах Vancouver Fashion Week, Парижа и Лондона, но из-за финансовых затруднений не смогла принять участие.

Каковы твои приоритеты в мире моды?

Я полагаю, чтобы каждый смог найти нишу, в которой будет самовыражаться. Думаю, в этом и есть особенность мира моды. Сейчас не существует жестких правил и определенного течения, которому нужно соответствовать, как например, это было 20 лет назад. Поэтому, по моему мнению, главное – создать среду, в которой каждый сможет найти средство для самовыражения.

С какими сложностями приходится сталкиваться в модной индустрии Казахстана?

Помимо отсутствия легкой промышленности и, соответственно, последующих проблем с поиском сырья для производства, мы просто все немного не готовы к искусству в целом в нашей стране. Серьезно к этому никто не относится.

Почему ты так считаешь?

Разве в наших школах не говорят, что быть художником глупо или не перспективно? По мнению многих лучше пойти работать бухгалтером.

Футурологи прогнозируют, что в течение 5-10 лет все профессии, поддающиеся алгоритмизации, отойдут на второй план. И тогда реализацию своих знаний, опыта и таланта смогут найти представители креативного класса и управленцы. Наше же общество пока этого не понимает.

Поэтому, полагаю, что пока помимо проблемы текстильной промышленности, которую я упоминаю постоянно, возможно мы немного не готовы воспринимать саму культуру моды, как ее воспринимают во всем мире.

Хотя, возможно я не права. Если честно, мне бы очень не хотелось этого говорить, но, к сожалению, это так. Я надеюсь, что вскоре мы придем к тому, что мода будет таким же полноценным двигателем культурного прогресса в стране, как литература и живопись.

На твой взгляд, что нужно улучшить помимо выведения легкой промышленности на новый уровень в Казахстане?

Образование. Во многих школах не преподают элементарно мировую художественную культуру. Какая может быть приверженность моде, когда ты не увлекаешься театром, живописью, архитектурой? Думаю, здесь всего понемногу, потому что мода напрямую отражает время и социальное настроение. Учитывая, что не все получают соответствующее образование, мы не можем рассчитывать, что мода станет востребованным продуктом.
Как ты относишься к fast fashion?

У fast fashion есть эвфемизм – «одноразовая одежда». В Великобритании проводили исследование, результаты которого показали, что многие подростки сегодня покупают дешевые футболки, которые носят буквально несколько дней, а затем, даже не стирая, выбрасывают. Это собственно и делает такую одежду одноразовой.

Я не считаю это проблемой. Если кто-то хочет так одеваться, пожалуйста.

Просто из-за этого дизайнерам одежды сложнее сориентироваться, чего люди хотят. Однако, учитывая, что в моде перестали существовать какие-либо правила, думаю, что бы ни сделали дизайнеры, они всегда смогут найти свою аудиторию.

Но я бы рассмотрела fast fashion еще с экологической точки зрения. Проблема именно в дешевизне материала. Эти одноразовые футболки сделаны, как правило, из полиэстера, который вместе с выброшенными вещами попадает в водоемы и т.д.

Благодаря еще одному исследованию, которое также проводилось в Великобритании, выявили рост доли людей, заболевающих раком желудка. Связано это с преобладанием в их рационе рыбы, питающейся синтетическими полимерами и тканями, которыми загрязнена среда ее обитания. Это просто страшно! Поэтому я всегда была категорически против искусственных материалов.

За чем стоит будущее в fashion-индустрии?

За людьми и тем, чего они захотят. Данная индустрия будет жить всегда, так как люди продолжат покупать еду и одежду. То есть наша индустрия создает продукты первой необходимости, хоть многие и не связывают моду с утилитарностью. Все равно мы будем стремиться следовать модным трендам. Это просто инстинкт.
В этом и есть основная проблема Казахстана и СНГ – никто не воспринимает дизайнерскую одежду должным образом. По мнению большинства людей, это не искусство, а развлечение и блажь.
Лааль Авгамбаева, самый юный дизайнер на профессиональном подиуме в СНГ
Ты рассказывала, что хочешь разрабатывать штучный продукт, то что еще называется haute couture. А что на счет коллекций среднего и ниже среднего ценовых сегментов?

Как абсолютно любой дизайнер я хочу вступить в синдикат высокой моды. Это потолок, которого каждый желает достигнуть, потому что это… Ну, я не знаю, как стать президентом для тех, кто строит политическую карьеру. Звание кутюрье – потрясающие ощущения и ответственность. С одной стороны, это чистое искусство, к которому стремится каждый художник, с другой – усердная работа над двумя удивительными коллекциями каждый сезон.

Что касается среднего и ниже среднего ценовых сегментов, то для них есть масс-маркет. Такие бренды придерживаются политики повторения тенденций, прослеживающихся в работах мировых кутюрье.

В этом и есть основная проблема Казахстана и СНГ – никто не воспринимает дизайнерскую одежду должным образом. По мнению большинства людей, это не искусство, а развлечение и блажь. Почему-то никто не хочет понять, что не каждый может себе позволить дизайнерскую одежду, как и картины Ван Гога, так как это огромный труд и сложный процесс изготовления. Здесь не только творчество, но и колоссальная работа мастеров.

Лично я не планирую заниматься масс-маркетом в том понимании, которое все представляют. Когда я стану известным дизайнером и у меня будет линейка прет-а-порте, она будет дешевле линейки haute couture, как и у любого дизайнера. Но опять же, позволить себе одежду даже прет-а-порте первых дизайнеров могут только люди, которые действительно готовы вкладывать деньги в «носимое» искусство.

Какая часть из всего огромного процесса завораживает и наполняет тебя больше всего?

Это сложный вопрос. Мне нравится рисовать, ездить на барахолку, несмотря на то, что это довольно выматывает. Также мне нравится процесс конфликта с портными. Большинство из них были выучены по определенным правилам, которые дизайнеры нарушают, а портные не готовы идти на это. Приходится постоянно «ломать» их. Сам показ тоже удивительный опыт.

Я думаю, что невозможно выделить какую-то часть всего процесса. Когда доходишь до момента, когда действительно сделал все, что мог, вот тогда ты получаешь максимальный заряд энергии. И это не обязательно может быть выход на подиум.

На самом деле процесс потрясающий… Я не знаю, как его описать. Он настолько же изматывает и тревожит, насколько наполняет и радует.

Есть ли коллекции из истории моды, которые больше всего совпадают по вкусу с твоими? Стиль, дух и идеи, которые ты бы желала взять за основу своей собственной коллекции?

Есть одна такая коллекция, но она абсолютно не соответствует моему вкусу. В ней полное расхождение по всем параметрам, но я считаю, что это величайшая коллекция в истории моды. Это самое красивое, что я видела в жизни. Честное слово! В первый раз я даже плакала, потому что это потрясающе. Это коллекция Карла Лагерфельда для Fendi, весна-лето 2017 года. Он будто заново родился, влюбился во весь мир и решил выразить эту любовь. Это потрясающая коллекция! Правда, она удивительная! Я не буду даже пытаться дальше ее комментировать, потому что возможности русского языка, и любого вообще, не хватит для этого.

Еще могу отметить все коллекции Маккуина, сделанные при жизни. Вот они абсолютно совпадают с моим вкусом. Они потрясающие, гениальные и беспрецедентные!

Стиль, дух, которые я желала бы взять за основу собственной коллекции… Я не думаю, что хотела бы повторять идеи чьих-либо коллекций, потому что каждый дизайнер, даже беря определенную тематику за основу, все равно вносит что-то неуловимо свое. Но если бы я выбирала тематику, то, наверное, остановилась на средневековье. Это самая яркая эпоха в истории костюма. Настолько жесткие правила, формы…Ты никогда не перепутаешь средневековье ни с чем.

А если брать XX век, то это вообще самый беспрецедентный период в истории моды, когда происходила колоссально быстрая и революционная смена стилей. К слову, мой любимый стиль этого период ар-деко.

Какой месседж ты хотела бы донести до мира?

Даже не знаю. Здесь огромное количество аспектов, которые я учитываю в создании своих коллекций.

Один из них – экологичная часть. Причем для меня больше важна экология человеческого тела. Я не из тех, кто делает выбор в пользу синтетических материалов. На мой взгляд, индустрия моды стала как никогда гуманной и разумной. Процесс создания материалов, например, из шерсти животных тесно сопряжен с процессом воспроизведения популяции тех самых животных. Допустим, у Вивьен Вествуд при сборе шелка дожидаются определенного момента, когда бабочка покидает куколку, чтобы точно не повредить насекомое. Поэтому я категорически за натуральные материалы, просто потому что это намного здоровее синтетики.

Не знаю, можно ли назвать это месседжем, но я просто пытаюсь заботиться о людях. Одежда – это своего рода доспехи. В них можно почувствовать себя уверенно и безопасно. Все, так или иначе, смотрели программу по типу «Модного приговора» и видели колоссальную разницу между женщиной, пришедшей на программу, и той, которая с нее ушла.

Одежда вдохновляет. Когда ты выглядишь хорошо, ты хочешь двигаться дальше. Поэтому я думаю, что это больше подходит под месседж. Я хочу, чтобы люди чувствовали себя увереннее.
Айгерим Кульмухамедова
Автор материала

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda