Правительство Республики Казахстан планирует расширить перечень маркируемой продукции, включая моторные масла, одежду, пиво и другие категории товаров. В перспективе система охватит большинство товаров массового спроса (ТМС) — от напитков до бытовой химии и продуктов питания.
Несмотря на ожидаемые позитивные эффекты для экономики, данный процесс вызывает большую озабоченность среди производителей и импортеров ТМС, поскольку очевидно, что на первом этапе внедрение маркировки требует значительных инвестиций в оборудование по нанесению кодов, модернизацию линий и обучение персонала. Возникают существенные риски снижения производительности производственных линий и усложнения логистических процессов. Кроме того, за каждый нанесенный код предусмотрена оплата. Все эти факторы неминуемо приведут к росту себестоимости продукции.
Об этом, в частности, говорили представители крупных европейских и американских компаний, работающих в секторе ТМС, участвовавших в круглом столе, посвященным вопросам обязательной маркировки, проведенном 2 сентября в г. Алматы совместно Европейской бизнес ассоциацией Казахстана и Американской торговой палатой Казахстана.
Как отметили участники мероприятия, в условиях высокой инфляции и увеличения налоговой нагрузки, включая предстоящее повышение НДС, необходимо либо отложить, либо обеспечить поэтапность и компенсацию финансовых расходов с целью снижения нагрузки на бизнес и рисков роста цен.
Решением обозначенных проблем, по мнению экспертов, в частности Председателя Союза пивоваров Казахстана Галыма Тумабаева, может стать гибкий подход, предусматривающий постепенное внедрение маркировки — от простых решений к более затратным. Значительно снизила бы финансовую нагрузку на бизнес, и прежде всего средний и малый, частичная компенсация затрат на оборудование, временный мораторий на оплату услуг оператора и снижение стоимости кодов.
Отрадно, что в целом Правительство, особенно его финансово-экономический блок, то есть министерства национальной экономики и финансов, проявляет понимание и готовность к диалогу с бизнесом.
Как отметил Заместитель Премьер-министра РК Серик Жумангарин на встрече с представителями Американской торговой палаты в Казахстане, состоявшейся 7 октября в г. Астана: «Цифровая маркировка станет эффективным инструментом борьбы с теневым оборотом и повышения прозрачности рынка. При этом важно, чтобы её внедрение было экономически оправданным. Правительство рассматривает возможность налоговых стимулов, которые помогут компенсировать затраты бизнеса и сделать процесс более выгодным».
Стороны подтвердили принцип поэтапного внедрения маркировки. В частности, обязательная маркировка пивоваренной продукции начнется с сентября 2026 года для кег и с января 2027 года для бутылок и банок.
Данная встреча Серика Жумангарина с представителями бизнеса стала примером продуктивного диалога с целью нахождения взаимоприемлемых решений, отвечающих интересам государства, бизнеса и потребителей. Сами предприниматели надеются, что совместная работа над внедрением маркировки в различных индустриях с участием всех заинтересованных сторон – Правительства, НПП «Атамекен» и профильных союзов и ассоциаций – будет продолжена в том же духе.