НАБЛЮДЕНИЯ

Синдром профессионального выгорания у студентов

Как распознать первые признаки выгорания и какие шаги предпринять для борьбы с ним? Подробно рассказывает врач-психотерапевт, Оксана Палехова.

26.06.2024г.

Синдром профессионального выгорания становится все более актуальной проблемой среди студентов. В условиях постоянного стресса и высокого уровня ответственности, многие молодые люди сталкиваются с эмоциональным истощением и потерей мотивации.
В этой статье мы рассмотрим основные причины синдрома профессионального выгорания у студентов и предложим эффективные методы его преодоления, чтобы сохранить здоровье и продуктивность в учебе и жизни. Есть, что сказать о синдроме профессионального выгорания Оксане Палеховой, – врачу-психотерапевту, психологу и основателю психологического центра «Школа Эмоций».
Помните, что учеба – это насыщенный, интересный период, но именно период. Каким бы трудным иногда он ни был, все пройдет…
Как часто к вам обращаются студенты с синдромом профессионального выгорания?

Как руководитель психологического центра я слежу за статистикой запросов, поэтому да – обращаются довольно часто. Замечаю сезонность в этом вопросе. Чаще всего повышение количества обращений происходит зимой и весной.

Каковы основные причины возникновения синдрома профессионального выгорания среди студентов?

У многих студентов замечается сниженный навык определять какие дела по-настоящему важные, а какие дела пока могут подождать. От этого чрезмерная учебная нагрузка на фоне эмоционального периода студенческой жизни вместе создают перегрузку. Не секрет, что и положительные, и отрицательные эмоции формируют истощение, выгорание. Поэтому важно регулярно отдыхать, восстанавливаться.

Есть такая шкала Холма Раге SRRS, которая оценивает уровень нагрузки и стресса за прошедший период жизни. Можно ознакомиться с ней, чтобы понять какие, к примеру события могут перегружать человека, там даже есть общеизвестные «праздники».

Какие симптомы профессионального выгорания наиболее характерны для студентов?

Чаще всего это такие симптомы, как:
⁃ сонливость
⁃ снижение мотивации
⁃ раздражительность, плаксивость
⁃ снижение концентрации внимания и памяти
⁃ колебания настроения
⁃ ранимость, обидчивость, болезненное реагирование на критику
⁃ трудности выдерживать учебную нагрузку

Какие факторы в учебной среде могут способствовать развитию выгорания?

Факторы могут быть разные, один из них – это коммуникационный, когда в коллективе возникают конфликты. Это формирует снижение лояльности, поддержки и как следствие у самых чувствительных студентов ухудшение функциональности, работоспособности.
Еще один фактор – образ жизни, который в учебном периоде может быть не совсем сбалансированным – питание, сон, злоупотребление кофеин содержащими напитками, вредные привычки, чередование рабочих задач и отдыха, эмоциональные перегрузки.

Какую роль играют социальные сети и цифровые технологии в развитии выгорания у студентов?

Неограниченное использование социальных сетей ведет к нарушению режима дня, прокрастинации, а также подменяет реальную жизнь и общение на виртуальную. Плюс могут формироваться ложные завышенные ожидания и требования к себе за счет идеализации успехов и продуктивности других людей в социальном пространстве.

Какие методы преодоления и профилактики вы можете рекомендовать студентам?

⁃ сбалансированное питание
⁃ сон не менее 8 часов
⁃ общение с интересными и близкими людьми
⁃ занятия с психологом
⁃ прогулки, спорт, плавание
⁃ общение с друзьями и знакомыми
⁃ исключить соцсети, дать себе отдохнуть
⁃ научиться говорить «НЕТ»
⁃ пересмотреть все взятые на себя обещания, иногда они тоже вызывают нагрузку, возможно, что-уже неактуально и можно оставить задачу без внимания.

Как вы считаете, какие изменения в образовательной системе могли бы снизить риск выгорания среди студентов?

Возможно коллективные психологические тренинги в рамках эмоционального интеллекта, а также обустройство помещений для восстановления студентов, например в некоторых компаниях, в том числе и в медицинских учебных организациях, уже начали внедрять комнаты отдыха для профилактики эмоционального выгорания. В них стоят удобные кресла, на которых можно расслабиться, аквариум с рыбками, чай, растения, книги, диффузоры и т.д. В такой комнате можно восстановиться после или во время учебного дня.

Как студенты могут балансировать учебу, работу и личную жизнь, чтобы избежать выгорания?

Учиться распределять нагрузку, не брать на себя лишнего без необходимости. Для этого можно воспользоваться матрицей Эйзенхауэра, которая поможет структурировать задачи и дела по разным категориям важности:
Важное срочное – точно нельзя откладывать
Важное не срочное – можно отложить на время
Неважное, но срочное – делегируем, просим помощи, объединяемся
Неважное и несрочное – можно что-то из этого и вовсе не делать.

Что вы можете посоветовать студентам, которые уже столкнулись с профессиональным выгоранием?

Помните, что учеба – это насыщенный, интересный период, но именно период. Каким бы трудным иногда он ни был, все пройдет… даже пролетит. Фиксируйтесь на позитивных моментах, они словно кадры для наших воспоминаний, которые смогут стать профилактикой выгорания. Получайте удовольствие от каждого события – все это Ваш опыт и Ваш путь. Даже ошибки и неудачи учат. У Вас все получится!

Автор: Элина Мальковская.

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda