КАРЬЕРА

Первые шаги в карьере UX-исследователя

Как освоить молодую IT-профессию?
UX-исследователи — молодая и перспективная IT-профессия для Казахстана. Это специалисты, которые изучают взаимодействие пользователя с продуктом, контекст и сценарии использования продукта, чтобы сделать его лучше, проще, удобнее.
Разобраться в этой профессии редакции 18plusidea.kz помог Ануар Зейнольдин, UX-исследователь Kolesa Group. Он пришёл в профессию всего 8 месяцев назад. Мы специально поговорили со специалистом, который бы «по свежей памяти» рассказал о своих первых шагах в карьере, сложностях и перспективах профессии.
Ануар Зейнольдин
Ануар, как ты пришёл в профессию? Расскажи о своём бэкграунде

Я довольно давно думал, что хочу быть исследователем, и пришёл в профессию сразу после университета. Окончил факультет психологии в «Высшей школе экономики» в Москве. Благодаря вузу у меня уже была хорошая теоретическая база: нас учили эргономике и юзабилити, анализу качественных данных и результатов количественных опросов. С обретением первого «боевого» опыта в Kolesa Group я окончательно понял, что UX-исследования — это действительно то, чем я хочу заниматься в жизни.

Были ли сомнения, страхи?

Переживал, могу ли постоянно разговаривать с людьми, ведь 90% работы UX-исследователя строится на общении. Я дружелюбный и общительный человек, но все равно спрашивал себя «А что если я быстро устану? Что если не будет сил поддержать разговор?». Но больше всего сомневался в том, хватает ли мне знаний, чтобы справиться с поставленными задачами.

К счастью, эти страхи не оправдались. Да, я много общаюсь с пользователями, клиентами, командой. Однако прелесть работы исследователя заключается в том, что мы всегда остаемся на одной волне с теми, с кем разговариваем. Объясню: у нас нет холодных звонков, нам не нужно что-то продавать или предлагать. Мы задаем людям простые вопросы с целью узнать конкретную информацию о наших продуктах.

Сколько времени прошло до проведения первых самостоятельных проектов и какие были сложности?

Первое время я изучал продукты компании и вникал во все этапы discovery-процессов. Discovery — это процесс диагностики, поиска проблем и точек роста в продукте или на рынке.

Через две недели после начала работы в компании я провел свое первое исследование. Оно было связано с улучшением раздела «Отзывы» в приложении Kolesa.kz. Самым сложным этапом в этом процессе были вовсе не интервью с пользователями, а анализ их ответов. Мы собираем много интересной информации, но при этом должны правильно всё интерпретировать и структурировать, чтобы выводы были максимально полезными для команды.

Сейчас моя зона ответственности в исследованиях значительно расширилась. В команде Kolesa.kz я провожу беседы с представителями B2B-сегмента нашего продукта и выясняю их потребности. На основе исследований, которые я провожу мы улучшаем опыт пользователей профессиональных кабинетов на сайте и в приложении.
Что тебе больше всего нравится в работе?

Я люблю презентовать команде результаты, полученные мною в ходе исследования. Испытываю приятное волнение, когда уже собрал все данные, подготовил отчёт и собираюсь об этом рассказать. В компании очень ценят работу UX-исследователей. Потому что UXR в Kolesa Group — полноценная часть продуктовой команды. Мы напрямую влияем на изменения в приложениях и улучшение опыта пользователей.

На наши презентации обычно приходят разработчики, дизайнеры, аналитики и product-менеджеры. Они активно обсуждают и уточняют детали исследования. Обожаю получать от команды обратную связь и видеть, как растет их понимание мыслей и эмоций наших пользователей. Еще больше меня вдохновляет, когда на основе моих рекомендаций команда принимает дальнейшие решения в продукте.

Что из себя представляет UXR в Kolesa Group?

Наша команда занимается исследованиями в трех основных продуктах: Kolesa.kz, Krisha.kz, Avtoelon.uz. Суммарная месячная аудитория — 12 млн человек в Казахстане и Узбекистане.

В Kolesa Group все решения принимаются на основе данных, а мы как раз их даём — хоть и не такие большие цифры, как аналитика. Перед релизом обязательно узнаём мнения пользователей, их отношение к тому или иному изменению. После этого почти все нововведения проходят A/B-тесты и только потом раскатываются на весь продукт.
Какой потенциал профессии ты видишь? Какие у тебя дальнейшие планы?

Сейчас в Казахстане всего несколько десятков UX-исследователей. Но из года в год идёт увеличение спроса на исследования в крупных компаниях и стартапах. Способствует этому и увеличение присутствия международных компаний в Казахстане. Бизнес стремится локализовать продукты под наш рынок, для этого на позиции исследователей будут нанимать местных специалистов со знанием казахского языка.

Но готовых исследователей очень мало, а спрос растёт. И рынок сейчас открыт к тому, чтобы новые люди появлялись, обучались, росли. Одна из таких возможностей — оплачиваемая стажировка Kolesa Academy для начинающих UX-исследователей. Приём заявок — до 29 февраля включительно.

К нам приходят выпускники вузов и специалисты из смежных сфер. HR-менеджеры, рекрутеры, специалисты служб поддержки, психологи становятся хорошими исследователями, потому что регулярно коммуницируют с людьми. Динара Абдильдинова, тимлид команды исследователей Kolesa Group, активно проводит гостевые лекции в университетах, чтобы познакомить людей с профессией.

Что касается лично меня, я собираюсь построить себе карьерный путь, в котором главное это сосредоточенность на углублении знаний и навыков. В центре моего профессионального роста лежит желание браться за задачи, которые имеют стратегическое значение для компании, повышать ценность и актуальность информации, которую я предоставляю для улучшения продукта.

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda