Ануар, как ты пришёл в профессию? Расскажи о своём бэкграунде
Я довольно давно думал, что хочу быть исследователем, и пришёл в профессию сразу после университета. Окончил факультет психологии в «Высшей школе экономики» в Москве. Благодаря вузу у меня уже была хорошая теоретическая база: нас учили эргономике и юзабилити, анализу качественных данных и результатов количественных опросов. С обретением первого «боевого» опыта в Kolesa Group я окончательно понял, что UX-исследования — это действительно то, чем я хочу заниматься в жизни.
Были ли сомнения, страхи?
Переживал, могу ли постоянно разговаривать с людьми, ведь 90% работы UX-исследователя строится на общении. Я дружелюбный и общительный человек, но все равно спрашивал себя «А что если я быстро устану? Что если не будет сил поддержать разговор?». Но больше всего сомневался в том, хватает ли мне знаний, чтобы справиться с поставленными задачами.
К счастью, эти страхи не оправдались. Да, я много общаюсь с пользователями, клиентами, командой. Однако прелесть работы исследователя заключается в том, что мы всегда остаемся на одной волне с теми, с кем разговариваем. Объясню: у нас нет холодных звонков, нам не нужно что-то продавать или предлагать. Мы задаем людям простые вопросы с целью узнать конкретную информацию о наших продуктах.
Сколько времени прошло до проведения первых самостоятельных проектов и какие были сложности?
Первое время я изучал продукты компании и вникал во все этапы discovery-процессов. Discovery — это процесс диагностики, поиска проблем и точек роста в продукте или на рынке.
Через две недели после начала работы в компании я провел свое первое исследование. Оно было связано с улучшением раздела «Отзывы» в приложении Kolesa.kz. Самым сложным этапом в этом процессе были вовсе не интервью с пользователями, а анализ их ответов. Мы собираем много интересной информации, но при этом должны правильно всё интерпретировать и структурировать, чтобы выводы были максимально полезными для команды.
Сейчас моя зона ответственности в исследованиях значительно расширилась. В команде Kolesa.kz я провожу беседы с представителями B2B-сегмента нашего продукта и выясняю их потребности. На основе исследований, которые я провожу мы улучшаем опыт пользователей профессиональных кабинетов на сайте и в приложении.