НАБЛЮДЕНИЯ

Почему люди работают не по своей профессии?

Все больше молодых специалистов, получив высшее образование в одном направлении, в дальнейшем работают в другой сфере. Что способствует этой тенденции, разбираем в данном материале.
Как ранее сообщал вице-министр труда и социальной защиты населения Ержан Биржанов 40% выпускников вузов в Казахстане не могут трудоустроиться по специальности. В чем же основные причины этой проблемы и как можно снизить тенденцию выбора работы не по специальности?
После окончания школы выпускники долго думают над будущей профессии. Однако этот выбор часто напоминает гадание на кофейной гуще. Ведь угадать название специальности, которая останется востребованной при окончании вуза, бывает не так просто.

К тому же, знания и навыки, которые осваивают учащиеся в рамках своих программ обучения, часто устаревают за годы, проведенные в альма-матер. За это время также меняются условия труда, да и в целом политико-экономическое состояние страны. Так, например, в 2020 году мир столкнулся с пандемией в связи с распространением COVID-19, а в 2022 году начались военные действия между Россией и Украиной.

Само собой 16–18-летнему абитуриенту сложно трезво оценить ситуацию на рынке труда и сделать правильный выбор. Из-за этого, часто, взять ситуацию в свои руки стремятся родители, делая выбор за своего ребенка. Свое предпочтение они обычно отдают профессиям в сфере экономики, бизнеса, юриспруденции и инженерии. В итоге уже бучи студентами, многие теряют мотивацию и стремление работать в изначально навязанной им сфере.

Еще одна причина растущего числа людей, работающих не по своей специальности, дисбаланс спроса и предложения. То есть высокая конкуренция за одно рабочее место.

Например, сегодня в погоне за востребованной специальностью многие поступают в вузы на такие направления как IT, бухгалтерский учет и аудит, нефтегазовое дело. Из-за этого начинающих специалистов становится больше, чем существующий спрос на сотрудников. В свою очередь, это приводит к тому, что молодой специалист с красным дипломом вынужден стоять на кассе "McDonald's".

Помимо этого, нынешние работодатели очень придирчивы к имеющемуся опыту работы. В итоге это как замкнутый круг: безработный студент с дипломом ищет работу, но не может устроится из-за того что нет того самого опыта работы. Решение этой дилеммы молодые специалисты находят в "чужой нише" где намного легче трудоустроиться.

Еще одна причина в потере интереса. Долгий процесс обучения длинной в 4 года и больше, требует постоянной вовлеченности и концентрации, однако студенты в поисках подработки закрывают своими кандидатурами вакансии с гибким графиком, чтобы совмещать работу с учебой. В итоге найдя место, где они могут зарабатывать деньги, некоторые студенты предпочитают и дальше прибывать в данной зоне комфорта. То есть они не стремятся выходить в конкурентное поле на рынок труда и снова доказывать, что они чего-то стоят как специалисты.

Ну и наконец, последняя причина заключается в том, что многие выпускники школ, выбирают специальность наугад, либо идут вслед за друзьями. Чтобы предостеречь их от таких ошибок, государству важно позаботиться о профориентации учеников старших классов, показав им путь к осознанному выбору профессии.
Жаннур Саидмуратовна, профориентатор НИШ ХБН г.Алматы
Выбор своей профессии нужно делать осознанно, ведь работать в дальнейшем вам, а не вашим родителям или другим людям, которые навязывают свое мнение. По моим наблюдениям, только один из 100 абитуриентов взвешенно выбирают будущую специальность. Учитывает, сможет ли он адаптироваться, имеет ли представление чем конкретно будет заниматься в будущем после того как окончит университет. Чаще всего в основе выбора идеализированные представления о том, что если он закончит "Финансы", то будет банкиром, а если "Юриспруденцию", то прокурором. Стереотипы восприятия, давление со стороны родителей, которые хотят видеть своих детей людьми с высшим образованием, приводят к тому, что абитуриент готов обучаться преимущественно престижным профессиям, которые высоко оцениваются общественным мнением. Именно поэтому как профориентатор с опытом свыше пяти лет могу сказать, что очень важно проводить консультацию и курировать учеников выпускных классов при поступлении в вуз и выборе факультета. Я же провожу работы с психологами, даю разные тесты на анализ личности и определение soft and hard skills, чтобы ученик не потратил более 4 лет своей жизни впустую или потерял мотивацию в том чтобы построить успешную карьеру по выбранной профессии.

Автор материала: Зарина Пірім

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda