Хотя генеративный искусственный интеллект является прорывной инновацией, я считаю, что мы слишком оптимистично оцениваем его и его влияние на нашу повседневную жизнь. Конечно, он оказал влияние в некоторых областях, но в глобальном масштабе это всего лишь новый инструмент; гибкий и мощный инструмент, который может помочь нам работать более эффективно. Однако он не может заменить человеческий мозг.
Я был свидетелем появления первых поколений персональных компьютеров, появления интернета и того, как мобильные телефоны набирали популярность, а смартфоны революционизировали коммуникационную среду. Во всех этих случаях мы думали, что мир изменится кардинально и всё исчезнет, но все эти чрезвычайные прорывные явления в конечном итоге стали новым инструментом в нашем арсенале. Да, была сформирована новая норма, но всё же самым инновационным и креативным элементом в мире остаётся человеческий мозг и его аналитические способности, а лучший способ учиться – это старая добрая система "учитель-ученик".
Четыре года назад мы пережили пандемию COVID и начали переводить всё в виртуальный формат: виртуальные классы, онлайн-воркшопы, виртуальные встречи и многое другое. Что произошло потом? Мы вернулись к традиционным классам. Конечно, здесь были экономические мотивы, но также и педагогический аспект. Образование – это социальный процесс, и частью этого процесса является преподавание.
Какие преимущества вы видите в использовании ChatGPT и других программ ИИ для обучения?
В общем, я рассматриваю генеративный AI как гибкого помощника. Он может генерировать контент, помогать сравнивать структуры, подготавливать учебные материалы, разрабатывать домашние задания и многое другое. В некоторых случаях он также может предоставлять основные аргументы. Однако он не может разрабатывать учебные материалы, представлять научные аргументы и предоставлять обоснование и суждения в любой форме. Другими словами, это новый полезный инструмент в нашем арсенале, который помогает выполнять нашу работу быстрее и проще.
Столкнулись ли вы с какими-либо проблемами при интеграции ChatGPT в образовательный процесс? Если да, то какие это были проблемы?
Моя область знаний – социальные науки, и значительная часть знаний в этой области является неявной. ChatGPT и другие инструменты генеративного AI хорошо работают с явными знаниями, но при переходе к более "генеративным" элементам знаний возникают трудности. Поэтому любой контент, сгенерированный этими устройствами, должен быть сопоставлен с установленными научными структурами и методами. Для этого преподаватель должен уметь оценивать и проверять источники, чтобы избежать ошибок и не вводить студентов в заблуждение.
Считаете ли вы, что использование ChatGPT может повлиять на качество образования? Как?
К сожалению, я считаю, что это уже влияет. Несколько недель назад я прочитал научную статью, в которой исследователи оценили научные статьи, опубликованные в различных журналах, и обнаружили следы использования генеративного AI во многих из них. Честно говоря, большинство случаев использования было ограничено переводом и редакторской деятельностью, но это было тревожно. То же самое, вероятно, происходит и в образовании. Преподаватель может не установить достаточный контроль над учебными материалами, сгенерированными AI, или пропустить ошибки в контенте. Кроме того, чрезмерное использование генеративного AI может ограничить знания преподавателей, так как они будут полагаться на AI, а не на собственное обновление знаний (например, чтение книг, научных статей и т.д.).
Как вы оцениваете влияние ChatGPT на академическую честность среди студентов?
Я тоже был студентом, поэтому полностью понимаю отчаяние и давление, которое испытывают студенты при выполнении заданий и ответах на вопросы, и, с другой стороны, соблазн использовать классическое копирование-вставку. Основная проблема в том, что студенты ничего не учат в культуре копирования-вставки. Плагиат не является новинкой, но генеративный AI ухудшил ситуацию. Проблема здесь не только в этике. Проблема в том, что никто ничего не учит, копируя и вставляя. В реальном мире ключевой задачей выпускников является решение проблем инновационными способами. Так как же выпускник сможет оценить и доверять результатам генеративного AI, если его знания не были усвоены? Более того, зачем компании нанимать кого-то, чья единственная задача – писать запросы в ChatGPT и копировать результаты, не зная их достоверности? Даже с чисто образовательной точки зрения, я могу привести множество примеров, когда студенты использовали ChatGPT для ответа на вопрос, не зная научной основы, и в итоге давали совершенно неправильный ответ.
Какие меры, по вашему мнению, университеты должны предпринять для регулирования использования ChatGPT студентами?
Одна из ключевых целей в образовании – создать область знаний в мозгу студентов, потому что в реальном мире выпускники должны обладать этими знаниями для решения проблем. Поэтому, я думаю, университеты должны предпринять дополнительные меры, чтобы убедить студентов в том, что использование генеративного AI противоречит их основной цели – обучению. Кроме того, университеты должны внедрить новые руководящие принципы и методы для выявления работ и деятельности, выполненных с использованием генеративного AI. Ключевой вопрос – это "бремя доказательства". Чаще всего преподаватель может выявить использование генеративного AI, но доказать это нелегко. Также при разработке курса преподаватели должны использовать методы оценки, которые менее подвержены читингу и плагиату.
Как вы видите роль ChatGPT и других программ ИИ в будущем образовании?
Как я уже упоминал ранее, мы в целом оптимистично относимся к новым технологиям. В случае с образованием, до сих пор, недостатки превышали преимущества. Движение генеративного AI в основном возглавляют технологические компании и специалисты по ИКТ, а академическое сообщество не сильно участвовало в его разработке. Поэтому результатом является система, которая не полностью опирается на формальную науку и научные структуры. Будущее ИИ в образовании во многом зависит от общей позиции академического сообщества по отношению к нему. Академия может оставаться критичной по отношению к генеративному AI и рассматривать его как соперника, или принять коллаборативную позицию и участвовать в его улучшении. Я считаю, что академическое сообщество должно рассматривать генеративный AI как новый инструмент в своём арсенале. Приняв этот подход, они могут сотрудничать с технологическим сектором, чтобы внедрить необходимые элементы и минимизировать недостатки в будущем.
Какие этические вопросы, по вашему мнению, связаны с использованием ChatGPT в образовании?
Большая часть мировой экономики зависит от контента и интеллектуальной собственности, а также от соответствующих прав и регуляций. Использование генеративного AI ставит под сомнение существующие регуляции и определения этики. Нам определённо нужно переосмыслить определение этики, так как в ближайшем будущем большая часть контента не будет результатом творчества человеческого мозга, который был ключевым показателем в обсуждениях интеллектуальной собственности.
Автор: Элина Мальковская