НАБЛЮДЕНИЯ

Эффект TikTok

Как платформа влияет на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане.
TikTok и Национальная палата предпринимателей «Атамекен» представили первое исследование о роли платформы в развитии малого и среднего бизнеса Казахстана. Его провели независимые эксперты при поддержке обеих организаций.
Чтобы понять, как компании используют платформу и какие результаты это приносит, был проведен опрос 308 предпринимателей из 20 регионов страны. Его результаты показали, что активность в TikTok напрямую связана с финансовыми показателями бизнеса. Среди предпринимателей, работающих с платформой еженедельно, каждый шестой отметил, что более половины их выручки связано с активностью в TikTok.
Сегодня цифровизация перестала быть абстрактным понятием, она стала частью экономической политики государства. Инициативы, открывающие перед бизнесом совершенно новые горизонты, поддержаны Главой государства. TikTok пример того, как глобальная платформа может стать инструментом локального экономического роста, когда за этим стоит системная работа и поддержка государства.
Раимбек Баталов, Председатель Президиума НПП РК «Атамекен»
Кто и зачем использует платформу

Компании, работающие более десяти лет, оказались самыми активными: 52% из них используют TikTok для продвижения и расширения аудитории не реже раза в неделю.
Вторая по степени активности группа включает компании возрастом от 5 до 10 лет: 47% из их числа публикуют контент еженедельно или чаще. Это опровергает представление о том, что только предприниматели, начавшие работать в цифровую эпоху, могут быть успешными в TikTok.

Наибольшую отдачу от TikTok получают компании из креативных и сервисных отраслей – туризма, развлечений, индустрии красоты и здоровья. Формат платформы особенно эффективен там, где важен визуальный опыт.
TikTok помогает компаниям выстраивать связь с клиентами и партнерами: 81% отметили рост новых покупателей, 79% — улучшение удержания, 71% — рост узнаваемости и конкурентных преимуществ.
Наш малый и средний бизнес — это люди, которые создают рабочие места для почти 4 с половиной миллионов казахстанцев и вносят около 40% в ВВП страны. В их успехе — будущее всей экономики. И потому особенно важно знать, что цифровые инструменты становятся для них реальной поддержкой. Мы привыкли думать, что цифровые платформы — это территория только для молодых стартапов. Но наш опрос показал обратное - цифровизация открыта для всех.
Раимбек Баталов, Председатель Президиума НПП РК «Атамекен»
Потенциал инвестиций в TikTok для роста выручки

Исследование показало, что хотя 78,6% респондентов регулярно работают с платформой, лишь 16,9% приобретают рекламу и только 10,4% сотрудничают с инфлюенсерами. Этот разрыв между органическим использованием и платными форматами говорит о высоком потенциале роста.

Согласно исследованию, среди компаний, использующих TikTok на еженедельной основе:
• 56,0% инвестируют в TikTok от 1% до 30% маркетингового бюджета;
• 14,4% сообщили, что направляют на платформу более 30% своего рекламного бюджета.

Микро-, малые и средние предприятия (ММСП), которые инвестируют в TikTok не менее 30% маркетингового бюджета, чаще фиксируют высокие доходы от платформы: около трети таких компаний фиксирует, что их выручка от платформы составляет более 50% от общего дохода. Максимальные значения выручки достигали пятнадцатикратного размера (15 тенге выручки на каждый затраченный тенге).
Казахстан демонстрирует яркий пример того, как креативная экономика становится драйвером реального роста. Предприниматели здесь не боятся экспериментировать и находят в TikTok пространство, где идеи быстро превращаются в бизнес. Мы видим, что визуальный контент, искренние истории и доверие аудитории конвертируются в продажи и лояльность, и именно это делает TikTok уникальным инструментом для бизнеса.
Сергей Соколов, директор TikTok по связям с органами власти и корпоративным вопросам в России, Восточной Европе, Центральной Азии и Монголии.
Объем выручки казахстанских предприятий в TikTok 

Авторы исследования рассмотрели три сценария влияния TikTok на экономику: при вовлеченности 10%, 15% и 20% предпринимателей.
По расчетам экспертов, в 2024 году объем выручки ММСП, связанной с платформой, составил:
  • 219 млрд тенге — при 10% активных пользователей (консервативный сценарий, аналогичный оценкам Великобритании и Австралии);
  • 329 млрд тенге — при охвате 15%;
  • 438 млрд тенге — при 20%, что сопоставимо с полугодовым вкладом креативной экономики Казахстана.
Если доля активных компаний достигнет 20%, число предприятий, получающих существенную часть выручки с платформы, может удвоиться — с 8 000 до 16 000 в семи анализируемых секторах.

Вклад TikTok в ВВП Казахстана
Согласно исследованию, вклад TikTok в ВВП Казахстана, рассчитанный на основе консервативного сценария, исключительно на основе выручки ММСП и только в семи секторах, где TikTok демонстрирует наибольшую коммерческую релевантность, составляет 0,16–0,32%. При этом в оценку не включены сопутствующие эффекты, такие как занятость или потребление домохозяйств.
С учетом же дополнительной закупочной активности в цепочках поставок при использовании рекламы в TikTok, совокупный эффект платформы в консервативном сценарии (при охвате 10% ММСП) оценивается в 759 млрд тенге (0,57% ВВП), а в ускоренном сценарии (20%) – в 1 трлн 517,9 млрд тенге (1,13% ВВП).

По словам Сергея Соколова, исследование показало, что TikTok – это не просто платформа для творчества, а источник реального дохода для тысяч предприятий малого и среднего бизнеса в Казахстане. Более активное использование рекламных инструментов TikTok способно привести к заметному росту выручки ММСП в ближайшем будущем. Экономический потенциал для предприятий может быть еще более эффективно реализован при условии скоординированных усилий со стороны бизнеса, цифровых платформ, отраслевых объединений и государственных институтов».

В свою очередь, Раимбек Баталов подчеркнул, что «Атамекен» рассматривает результаты исследования как важный шаг к пониманию новой цифровой экономики и основу для решений, которые помогут бизнесу расти и развиваться.
ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda