В «Enactus» собираются ребята из разных регионов, насколько они отличаются друг от друга по качеству образования, ментальности?
Да, заметна разница. Ребята, которые живут и учатся в Алматы и Астане, имеют другие культурные и социальные возможности, которых на порядок больше. Но даже среди них, приехавших из одного региона, все разные. Есть и общие черты – ребята попадают к нам с нераскрывшимся потенциалом. Зачастую получается так, что в университете этот студент никак себя не проявлял, но в школе «Enactus» начинает ускоренно развиваться и находит свой способ самореализации. То есть, человек со средним духовным и образовательным капиталом, попадая в нашу проактивную среду, на глазах меняется в лучшую сторону.
А не происходит ли столкновений на уровне менталитета? Или противопоставлений: мол, я из столицы, а ты – из провинции.
Мы вот как раз с этим и работаем: в летних и зимних лагерях перемешиваем ребят. Ставим для себя задачу: ребята должны лучше узнать друг друга и не делиться по статусу. На самом деле, они учат друг друга вне зависимости от того, кто откуда приехал. Атмосфера в «Enactus» располагает к этому: открытая, дружелюбная, толерантная. Все друг друга воспринимают таким, какой он есть. Нет желания кого-то подмять под себя, перестроить, перекроить. И мне это нравится: при всем многообразии личностей в сообществе «Enactus» есть единый дух, желание верить, дерзать, мечтать. У каждого есть искорка в глазах, которая дает надежду, что, несмотря на трудности, этот человек будет развиваться. Мы им постоянно внушаем, что у них много возможностей и ими нужно воспользоваться. Самое грустное, когда молодой человек протирал 4 года провел в университете, получил диплом, а потом не может трудоустроиться и вообще найти себя по жизни. Значит, ты не работал над собой, не прокачивал навыки на практике.
Такое ощущение, что в «Enactus» попадают какие-то другие ребята. Потому как и в школах и университетах подростки зачастую оценивают друг друга, кто беднее, кто богаче, делятся на группировки.
Я это прекрасно понимаю, поэтому мы даем здесь другую систему ценностей. Наши студенты много читают, мы проводим соревнования, действует «Книжный клуб», которым руководит Азамат Утенов. Когда проводили опрос, приятно удивило, что студенты читают не только бизнес-литературу, но и классику. Многие еще и сами поэты. Таким образом, мы создаем такую среду, в которой ценностью является не последняя модель сотки или модный автомобиль, а то, что ты представляешь собой как личность, какими знаниями и духовностью ты наполнен. Заметьте, что они общаются друг с другом как взрослые люди, им интересно быть вместе. Они стараются много знать и уметь, потому что проекты, которые они делают, невозможно реализовать без чтения книг.