НАБЛЮДЕНИЯ

Куда стремится фестивальное движение Казахстана?

О развитии фестивальной культуры в нашей стране.

18.06.2024 года

Начало лета всегда знаменуется не только открытием летников и включением фонтанов, но и стартом нового фестивального сезона. Фестивали на любой вкус с каждым годом становятся неотъемлемой частью жизни не только Алматы и Астаны, но и других городов Казахстана. О том как развивается фестивальная культура в стране, наша редакция побеседовала с экспертами.
По словам директора по маркетингу «Ticketon Events» Анны Ворониной зарождение культуры фестивалей в Казахстане началось еще в 90-х годах. «Это всеми любимые фестивали: «Азия Даусы», «Алма-Ата – моя первая любовь», «Жас Канат» и др. Думаю, что появлению и развитию этой сферы способствовал опыт других стран. А у нас к тому времени уже было все для проведения фестивалей: большое количество талантливых артистов, подходящие локации, опытные, горящие люди, готовые воплотить идею в жизнь. Так все и началось», – делится эксперт. Но с того времени, по ее словам, формат фестивалей претерпел значительные изменения: если изначально это были большие открытые площадки и формат больше напоминал концерт, сейчас же это чаще открытые площадки с тематическими зонами, возможностью передвижения по локациям, где можно вкусно угоститься и просто поваляться на траве, наслаждаясь атмосферой.
Пикник by Partners
Источник: https://picnic.pmgroup.kz/almaty/
К слову, сам TICKETON уже 12 лет работает на рынке, агрегируя статистику по event-рынку в Казахстане. Так в компании отмечают, что формат фестивалей настолько полюбился казахстанцам, что и другие города, помимо Алматы и Астаны, с удовольствием перенимают этот опыт. К примеру, по словам Анны Ворониной, успешен фестиваль «Kostanay Music Fest». Несмотря на то, что проводился он всего два года, ежегодно на фестиваль собирается более 15 тыс. зрителей. «Также знаменитый «Esquire picnic» в этом году отметил свое 10-тилетие, значительно расширив свою географию за эти годы: помимо Алматы, мероприятие проводится в Астане, Шымкенте, Актау. А ведь первый «Esquire picnic» в 2014 году собрал 300 человек. Формат настолько привлек горожан, что к 2022 году количество гостей составило уже 8 тыс. человек и продолжает расти», – добавляет директор по маркетингу «Ticketon Events».
Имея крутую систему аналитики, мы видим, что на фестивали в Алматы приезжают и люди с других городов Казахстана.
Анна Воронина, директор по маркетингу «Ticketon Events»
Такой популярности данного формата, по ее словам, способствует то, что фестивали в основном проводятся летом, тогда, когда в других категориях развлечений наблюдается передышка. «Театры уходят на каникулы, крупные концерты практически не проходят, громкие кино-премьеры также не выходят в это время. А вот для фестивалей – самое время. Отличная погода, открытые локации манят горожан, – отмечает Анна. – Также сильной стороной фестивалей, является разнообразие жанров и артистов на сцене. Большая вероятность «зацепить» людей с разными предпочтениями. Интересные локации с большим количеством зон. Интерактивные, детские, товарные, фуд-зоны также привлекают внимание гостей».

Из слабых сторон эксперт выделяет несогласованность рынка. Так довольно часто даты фестивалей совпадают, а поскольку у них зачастую одна публика, люди мечутся в выборе, тем самым аудитория расходится по разным площадкам. «К примеру, 25 мая прошло как минимум пять схожих мероприятий, поделив аудиторию на пять площадок, что нехорошо как для организаторов, так и для гостей, которые с удовольствием растянули бы возможность посещать фестивали на более длительный срок. Я также считаю, что еще одной слабой стороной является повторяющийся состав артистов на фестивалях, что тоже скорее происходит из-за несогласованности рынка. Гости, посетившие фестиваль с определенными участниками, вряд ли пойдут на другой фестиваль со схожим составом», – поясняет Анна.

Тем не менее, с каждым годом фестивалей становится все больше, и организаторам в более конкурирующей нише приходятся быть более изобретательными. Они с этим прекрасно справляются. Желание удивить и оставить положительные, яркие эмоции практически всегда осуществляется. «Все меняется и уровень фестивалей растет: новые локации, тематические зоны, интерактив, концертная программа, крутые хэдлайнеры. Культура фестивалей развивается очень стремительно. Имея крутую систему аналитики, мы видим, что на фестивали в Алматы приезжают и люди с других городов Казахстана. В том числе, опираясь на нашу аналитику, организаторы и принимают решение о расширении географии фестивалей. И, как правило, не ошибаются. Новый уровень фестивалей – это крутые артисты, и тогда будет больше зрителей из ближнего зарубежья. Они есть и сейчас, но расти есть куда», – добавляет спикер.
За каждым крутым фестивалем стоят конкретные люди, которые начинают развитие большого с совсем маленьких шагов.
Анна Шелепова, PR-эксперт, продюсер событий
В свою очередь, PR-эксперт, продюсер событий Анна Шелепова отмечает, что сейчас на рынке появляются все больше различных фестивалей на тему ЗОЖ, семейных ценностей, правильного питания, творчества и пр. Но, к сожалению, по ее словам, не каждый из них проводится на уровне высокой организации. «Тем не менее, рынок формируется. И приятно, что зрителю есть из чего выбрать. Рекомендую внимательно и вдумчиво подходить к выбору мероприятий, чтобы не попасть на какой-нибудь слёт «инфоцыган», – добавляет она.

Также по словам Анны Шелеповой, все крупные отечественные фестивали начинались с личных креативных идей, смыслов, которые важны для основателей. «Например, фестиваль «ФОРЭ», который родился как мероприятие, продвигающее идеи экологичного отношения к земле. Я понимаю, что за каждым крутым фестивалем стоят конкретные люди, которые начинают развитие большого с совсем маленьких шагов. У них получается круто, находится аудитория, появляются спонсоры, партнеры, рождается настоящий страновой бренд», – говорит Анна.

К тому же, по ее мнению, политическая ситуация такова, что сегодня в Казахстан приезжают многие туристы на концерты и крупные мероприятия. Поэтому у нашей страны сейчас есть все шансы для того, чтобы делать не просто страновые, а международные события и привлекать дополнительных иностранных гостей и туристов.
Блиц
Также в формате блица мы побеседовали с представителями самых ожидаемых фестивалей летнего сезона.
Насколько вырос интерес к вашему мероприятию за последние несколько лет?
  • Определенно! «Пикник by Partners» начинался в 2014 году как корпоратив для наших друзей и партнеров. Но с каждым годом гостей, что хотели посетить наше мероприятие, становилось все больше и больше! Звезды, инфлюенсеры и блогеры страны считают обязательным к посещению наше мероприятие каждый год. Сейчас мы уже проводим наш Пикник в 4 городах Казахстана и планируем выходить зарубеж!
    Людмила Элбыкова
    маркетолог Partners Media
  • За последние три года интерес к мероприятию среди населения поднялся до достаточно высокого уровня. За эти три года фестиваль посетило более 25 тыс. человек. Охваты на наших медиа-площадках превышали более 10 млн. Нас поддержали более 300 партнеров.



    Мади Нурбосынов
    руководитель отдела маркетинга Sxodim Fest
Какие запросы чаще всего возникают у посетителей вашего фестиваля?
  • Главное наше отличие в том, что мы натуральный пикник, на который гости могут взять с собой все, что захотят: еду, игры, безалкогольные напитки, пледы. Единственные ограничения — это алкоголь и палатки. Мы отличаемся своей концептуальностью и международным уровнем, так как мы создаем самые крутые АРТ-тусовки страны, которые посещают артисты, художники, писатели, инфлюенсеры, звезды и люди искусств. Также наше мероприятие полно разных активностей от наших спонсоров. Мы создаем множество зон как для взрослых, так и для детей. Примечание, что детям до 13 лет у нас вход бесплатный при сопровождении взрослым с билетом. Плюс только для пикниковцев мы проводим эксклюзивный розыгрыш пуговок на двоих в шикарные 5-звездочные отели с включенным перелетом, проживанием и питанием! Победители прошлых годов делятся после поездок своими впечатлениями, и мы публикуем их отзывы в наших изданиях.
    Людмила Элбыкова
    маркетолог Partners Media
  • Чаще всего это удобство локации, лайн-ап артистов, еда и комфортабельность инфраструктуры, например: организованность в очередях и т.д.


    Мади Нурбосынов
    руководитель отдела маркетинга Sxodim Fest
Автор: Алина Нұртайқызы

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda