У вас есть опыт обучения в Казахстане и в Грузии: насколько велика разница и в чем она выражается?
Я приехала в Грузию на семестр по академической мобильности со своей одногруппницей и подругой Айгерим Сулейменовой. У нас в ЕНУ им. Л. Н. Гумилева приветствуется, когда студенты отправляются учиться за границу. А так я учусь на 4 курсе факультета «Журналистика и политология» по специальности «Журналист». Если говорить о разнице образования, то в целом здесь мне учиться комфортнее. Тут, как и у нас 100-бальная система оценок, вот только ты можешь вовсе не ходить на пары. Здесь никто никого не отмечает. Единственное необходимо проявить себя на экзамене. Если у нас в Казахстане, в основном сдавали экзамены устно, то тут все письменно.
Студенты в Грузии очень активны, инициативны и начитанны, а преподаватели толерантны и гуманны.
Например, на первом занятии по дисциплине «Радио» один из профессоров спросил аудиторию: «Что вам не нравится в преподавателях? Что мне не следует делать?».
- Не опаздывайте, ругайте нас, будьте объективны, делайте акцент на практике, – просили студенты.
- Я буду выпускать пар на вас при необходимости. Только, пожалуйста, не называйте меня по отчеству, я просто Татия для вас. Чтобы ко мне начали обращаться по отчеству, нужно заслужить доверие. А я ничем не лучше вас», – отметила Татия.
Это достойно и профессионально, когда преподаватель может быть наравне со студентами.
В Грузии я чувствую себя в своей тарелке. Здесь работают мои принципы. Например, в рамках практических занятий по дисциплине «Печатные медиа», к окончанию семестра нам с группой предстоит сделать совместный выпуск газеты.
«Предлагайте темы, вместе обсудим и отберем», – заявила преподавательница.
Я ожидала, что сейчас наш профессор (женщина в возрасте) начнет браковать все темы, а студенты будут просто отсиживать пары. Каково было мое удивление, когда только одну из 21 предложенных тем отклонили. Мы с горящими глазами предлагали самые разные темы, затрагивающие марихуану, феминизм, политику, бизнес, онкологию и даркнет. Группа самостоятельно отобрала свою редколлегию и придумала название газеты. А «женщина в возрасте», от которой я ожидала ностальгического монолога по советскому союзу и фразы «а вот раньше…», просто наблюдала и аккуратно управляла рабочим процессом в группе.
Именно такой подход, мне хотелось бы видеть в образовательной системе Казахстана. Быть, может, скоро мы станем свободнее не только на словах, но и на деле. Преподаватели перестанут диктовать, а студенты бояться высказывать свою точку зрения.