Пришли к мнению, что социально-ответственный бизнес готов взять шефство над теми вузами, которые близки по профилю. Тогда получится вовлечение студентов в конкретные бизнес-задачи, совместный поиск решений и создание ценности для обеих сторон. Сейчас молодежь сама по себе, бизнес-сообщество – само по себе. Случаются, конечно, разовые встречи на разных форумах и конференциях, но они не дают абсолютно никакого выхлопа. Поэтому, по мнению собравшихся, у Enactus Kazakhstan и Фестиваля-выставки инновационных идей есть шанс изменить ситуацию, выработав системный подход.
Ельдар Абдразаков поделился в ходе встречи опытом программы Professionalize Kazakhstan (K-Pro), инициатором которой он является. Цель данной программы - интеграция и совершенствование высшего образования и профессионального обучения в соответствии с передовыми мировыми стандартами и практикой. Обучение в K-Pro структурировано в форме лекций, аналитических обсуждений, групповых практических заданий.
«Данную программу мы реализуем уже 4 год. Ежегодно мы ведем 200 молодых профессионалов. Существенная аудитория – это молодые люди возрастом 25-28 лет, которые столкнулись со своим первым профессиональным кризисом. Они только начинают развивать свои таланты, склонности и предрасположенности, многие из них все еще мотивируются своими родителями и даже с точки зрения профессии пошли по их стопам. Поэтому мы видим у этой категории людей три важных момента, которых им не хватает – это внутренняя мотивация, готовность к самообучению и работа в качестве одной из составляющей коллективного разума», - отметил Ельдар Абдразаков.
В свою очередь Руслан Идрисов также отметил, что раскрытию потенциала нынешней молодежи, мешает отсутствие самостоятельности. «Нужно еще несколько поколений, чтобы поменять мировоззрение, которое передалось им в связи историческим развитием. Когда я присутствую на конкурсах и соревнованиях среди студенческих команд, вижу, что молодежь часто сама ограничивает себя, смотря на преподавателей и ректоров. Они бояться ошибиться и начать мыслить без ограничений. Мы должны помочь им раскрыться и убрать эти рамки», - поделился он.
Возможно, именно поэтому инициаторы K-Pro пытаются окунуть своих участников в другую среду. «Для реализации своей программы мы приглашаем крупные институты в лице международных корпораций и при их помощи погружаем молодых ребят в условия конструктивного конфликта. Благодаря этому ребята выходят из зоны комфорта и начинают креативить», - рассказал Ельдар Абдразаков.
Кроме того по его словам, часто плохой результат молодых стартаперов связан с наличием у них абстрактных идей, которые существуют в отрыве от рынка и отсутствием практических навыков для их реализации.
«Поэтому процесс привлечения молодежи для генерации инновационных идей должен быть четко структурирован и сопровождаться «Центром компетенций». В данный центр ребята должны иметь возможность обращаться за консультациями и получать при необходимости инфраструктурную поддержку. У себя в программе мы называем это «Разукрашка». Мы даем участникам готовые вводные данные, с которыми они могут работать дальше, постепенно вовлекаясь в понимание бизнеса и выстраивая для себя нужный обучающий-процесс», - отметил Ельдар Абдразаков.
В свою очередь Карлыгаш Райханова поделилась опытом KMF по привлечению молодежи для поиска решений под задачу компании. «В таких случаях для бизнеса, всегда важно понимать какими практическими навыками ребята уже обладают. Когда наша компания озвучивала свою имеющуюся потребность, как потенциальный заказчик, то аудитория, с которой мы взаимодействовали, была представлена студентами, непосредственно занимающимися программированием. Потребность, с которой на тот момент мы обратились к молодым талантам, была связана с клиентами из числа самозанятых, которых мы тоже кредитуем и попутно обучаем элементарному ведению учета для понимания их оборотов и расходов. Это позволяет нам получить нужную информацию и сделать грамотную оценку для выдачи кредита. Как раз способ учета мы и хотели автоматизировать для своих клиентов. И ребята дальше развернули эту идею, предложив интересные и неординарные решения. Они подготовили обширные презентации, как это все можно реализовать. В результате чего у нас с ними сложилась очень хорошая синергия, вопрос даже стоял о том, что мы в перспективе могли бы привлечь этих ребят непосредственно для создания такого продукта», - рассказала Карлыгаш Райханова.
Между тем мы попросили экспертов направить потенциальных участников Фестиваля-выставки инновационных идей в нужном направлении при разработке своих заявок в категории «Для бизнеса».
Ельдар Абдразаков выделил три вида инноваций, с которыми работает отечественный корпоративный сектор. «В первую очередь это инновации связанные с повышением эффективности. Для создания такого рода инноваций, нужно погрузиться в проблему, но такой возможности молодые ребята, как правило, лишены. Во-вторых, это интеграционные вещи – продукты, которые можно было бы улучшить за счет улучшения взаимодействия с кем-то или с чем-то. В третьих, создание нового рынка, но здесь для молодых ребят проблемно будет добиться реакции рынка. Поэтому, скорее всего лучше будет направлять ребят работать на поле интеграции двух разных идей, что может дать на выходе что-то новое», - отметил Ельдар Абдразаков.
А вот Руслан Идрисов предложил студентам, прежде всего, посмотреть на те направления, которые уже активно развиваются на других рынках. «Возможно, молодым людям стоит начать с того, чтобы копировать идеи транслировать их на наш внутренний рынок, учитывая его специфику», - отметил он и привел пример молодого человека, который взял супер популярный бад в Америке стоимостью 85$, сдал его на экспертизу и выяснил в его состав. Оказалось, что в бад входит обычное алтайское мумие, тогда он пошел и привез мумие из Алтая по 150$ за 1 килограмм и начал продавать 5 таблеток за 80$. «Он скопировал и стал миллионером. Что мешает нам действовать также? У нас огромная страна, в каждом регионе есть своя специфика, от которой нужно просто оттолкнуться», - заключил эксперт.
В ходе встречи все эксперты пришли к мнению, что для вовлечения студентов в решение конкретных бизнес-задач, самый идеальный вариант будет, если социально-ответственный бизнес возьмет шефство над теми вузами, которые близки ему по профилю.