Карьера

Без права на ошибку

Негодование в информационном пространстве заставляет казахстанскую общественность все чаще задумываться о качестве образования и подготовки будущих медицинских работников.
Ректор Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова Талгат Нургожин спешит развеять сомнение и более того, призывает задуматься: «В отечественной медицине ли только дело? Не пора ли обществу взяться за ум…»
Как говорил Махатма Ганди: «Хочешь изменить мир, начни с себя». Оригинальная цитата была немного лиричнее, но суть не изменилась. К данной мысли и подвел меня ректор КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова в результате часа беседы о поступлении в вуз, конкурсе на грант, сложной жизни студента медицинского университета и несправедливой суровой реальности во взаимоотношениях между обществом и медициной. Ну а теперь, по порядку.
Талгат Нургожин
Талгат Сейтжанович, как прошел набор в новом учебном году и что интересного он привнес в жизнь Казахского национального медицинского университета?

В этом году, на «Медицину» был удивительно огромный спрос со стороны абитуриентов, что весьма приятно. По статистике из общего конкурса, минимальный пороговый балл на специальность «Общая медицина» составил с сельской квотой - 128, без сельской квоты – 131. Ну, или например, на самый популярный факультет - стоматология, минимальный пороговый балл составил, с сельской квотой - 135, без сельской квоты – 138. В данном случае, речь идет о присуждении государственного гранта. И если поток не ограничивался бы сельской квотой как в наступившем учебном году, то спрос был бы в два, а то и в три раза больше. По-моему, нынешняя молодежь показала достойный уровень, не только благодаря высокому пороговому баллу, но и большому спросу. Так как только на «Общую медицину» было принято до 300 студентов.

Из чего следует вывод, что молодому поколению присущи ответственность и решительность, а значит будущее медицины надежно.

То есть, подобный вывод можно сделать, опираясь на статистику начала лишь нынешнего учебного года?

И в прошлом, и в позапрошлом году спрос на «Медицину» был не менее высоким. Однако наступивший учебный год выиграл с точки зрения качества. И самое приятное в том, что молодое поколение, выбирающее столь сложную профессию, знает о таких социально-экономических аспектах, как:

- негативное отношение со стороны общественности;

- невысокая, и даже не средняя заработная плата;

- ежедневная ответственность за человеческую жизнь.

Несмотря на все перечисленное, молодежь стремиться познать профессию врача, внести свой вклад и помогать обществу. Хочу отметить, что данную сферу выбирает не просто человек, а человек с большим сердцем, значительную часть в котором занимает милосердие. Это говорит о том, что на наше молодое поколение можно смело полагаться в будущем.
Чтобы медицина была на должном уровне, нужно чтобы и общество было толерантно и терпеливо.
Талгат Нургожин
На ваш взгляд, что сегодня сказывается на качестве медицинского образования?

Видите ли, в вопросе подготовки квалифицированного специалиста существует некий диссонанс. Пока общество не поймет, что врач должен зарабатывать хорошо, очень сложно будет иметь профессиональный пул, а следовательно, медицина не поднимется на новый уровень. Еще с эпохи Авицины известно, что врач должен быть сыт, одет, у него должна быть лошадь и 10 дирхамов, чтобы он думал не о жизни насущной, а о том, как помочь больному. Общество уверенно полагает, что уровень казахстанского здравоохранения напрямую зависит от качества подготовки каждого специалиста. Но здесь важен еще один момент - здоровое общество.

Какой смысл Вы вкладываете в понятие «здоровое общество»?

Чтобы медицина была на должном уровне, нужно чтобы и общество было толерантно и терпеливо. Например, в Европе чтобы записаться на бесплатную диагностику с диагнозом рак, нужно отстоять в очереди порою и полгода. В Казахстане же, простоять в очереди чуть более часа уже равносильно концу света, сразу начинается волна недовольства и негатива. А ведь никто не думает, что к врачу на прием приходит больной человек, которого нужно внимательно осмотреть, изучить историю болезни и выписать правильное назначение. А это занимает немало времени, и случай не тот, что можно поторопиться или какую-то деталь упустить, ведь в результате каждый хочет быть здоровым. Народ же хочет излечиться от любого недуга за 5 минут, желательно не ожидая в очереди ни минуты и при этом, особо не потратившись.

Возвращаюсь к процессу обучения, расскажите, как проходит учебный год у студента КазНМУ. Ведь как Вы сами говорите, данная профессия несравнима ни с одной другой, а следовательно, и образовательный процесс должен отличаться?


Существует государственный обязательный стандарт, в котором, конечно же, учтен каждый момент для того, чтобы сделать из студента медицинского университета не просто профессионала своего дела, а добросовестного специалиста, понимающего ответственность за каждое свое решение и действие.

Чтобы донести это, даже предусмотрен специальный курс, который называется «введение в профессию». Кроме того, во время ознакомительного периода после поступления, первый курс тщательно изучает каждое правило университета и знакомится с таким понятием, как академическая честность.

Сам же процесс обучения, весьма интересный и насыщенный. С первых же дней, у студентов начинаются не только теоретические занятия, но и практические курсы и посещения больниц, моргов, прозекториев, реабилитационных клиник.
Поход в какое-либо медицинское учреждение носит лишь экскурсионный характер или подразумевает настоящую практику?

Все зависит от этапа обучения: для вновь прибывшего первого курса – конечно, первое время только экскурсия и знакомство. А вот со второго семестра уже обучение и практика в качестве помощника или санитара. У университета имеется собственная клиника, а также есть договоренность практически с каждым государственным медицинским учреждением, будь то реабилитационный центр или прозекторий. К тому же, базой каждой кафедры университета является профильная клиника.

А как отношения складываются с частными медицинскими учреждениями?

В этом году были заключены договора с 11 частными клиниками, на базе которых учатся и стажируются наши студенты.

Какую часть времени студент может посвящать практике, стажировке или даже работе, ведь опыт – первое, на что смотрит будущий работодатель?

У студента КазНМУ практически нет времени отдыхать и развлекаться, поскольку каждый день с утра до вечера он не просто получает и обрабатывает информацию, но и сдает ее. То есть, спрос со студентов в университете ежедневный. Поэтому у них нет возможности один день учиться, а на второй отдохнуть. Не могу сказать, что на первом или втором курсе есть возможность совмещать учебу с работой, поскольку база – это первостепенно, нужно сначала ее получить, чтобы научиться применять. С третьего же курса уже можно и даже нужно начинать практиковаться, санитаром или помощником. Например, действующий министр здравоохранения Республики Казахстан Елжан Амантаевич уже с третьего курса работал медбратом в клинике.

Вы говорите «всему свое время» и получать реальный опыт на практике нужно тоже не торопясь, но реальность нынешнего времени, к сожалению другая – сейчас в других сферах диплом не так важен, как стаж.

В нашем университете фокус именно на качестве образования, что, конечно же, благодаря поддержке Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Благодаря двум министрам, которые вносят действительно полезные и эффективные реформы и новшества, мы активно работаем, осуществляя задуманные планы, и уже через пять лет сможем увидеть наши плоды.

Министерство здравоохранения сфокусировало свое внимание на качество образования и потребовало повышение среднего GPA. Например, с первого на второй курс проходной GPA составил 2,67 бала, с третьего на четвертый и с четвертого на пятый – 3 бала. А в резидентуре – 3,36 бала.

А если GPA ниже, то…

То студент автоматически отчисляется…

А разве у студента нет права на ошибку, ведь речь все-таки об образовательном процессе, где допускается случайность, невнимательность, забывчивость?

Вы дадите Вашему лечащему врачу право на ошибку, если на кону будет Ваше здоровье, а быть может и целая жизнь?

Вряд ли!

Возможно у экономиста, инженера или машиниста есть право на ошибку, но только не у медицинского работника. Возвращаясь к вашему вопросу о том, как проходит процесс погружения в непростую медицинскую профессию, хочу отметить, что академической честности уделяется особое внимание. При первом входе в личный кабинет, у студента всплывает информационное окно с положением об академической честности. И пока студент не ознакомится и не подпишет документ, не сможет пользоваться сайтом далее. Что такое академическая честность? Любое списывание на паре, использование шпаргалки или мобильного телефона на экзамене противоречит принципам академической честности и влечет за собой немедленное отчисление. Студенты должны осознавать, что недобросовестное отношение к учебе – не просто плохая оценка в табеле, а халатное отношение к профессии, обществу и самое главное к себе самим.

Весьма сурово, но очень правильно. Пожалуй, после подобного образовательного процесса, нельзя без закрепляющего аспекта. Как университет помогает с трудоустройством?

По стратегическому плану в университетском kpi, трудоустройство является приоритетной задачей. За показатель kpi, команда ежегодно как поощряется, так и наказывается. Поэтому университет имеет контакт абсолютно с каждым выпускником, будь то мобильная сеть, чат в интернете или электронная почта. Вообще, поддержка связи с каждым выпускником является отличительной особенностью хорошего университета, а у КазНМУ и вовсе богатая история.

За 88 лет университетом было подготовлено 7 министров, 14 депутатов сената и мажилиса, 2 героя Советского Союза, 6 героев социалистического труда, 1 народный врач, 1 Халық Қаһарманы, 2 генерала, 2 олимпийских чемпиона. Поэтому, мы не можем равнодушно относиться к подобным успехам и сквозь пальцы смотреть на своих выпускников.
Зарина Каби
Автор материала

ОЦЕНИТЕ МАТЕРИАЛ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Made on
Tilda